Плетение из талаша и природных материалов

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, занимаются декоративно-прикладным творчеством, знакомятся с народными играми, обрядами, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Каждый народ с большим или меньшим успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков, том числе и народно-прикладное творчество.

В воспитании детей с интеллектуальными нарушениями становится актуальным развитие этнического самосознания путем приведения к традиционной культуре через декоративно-прикладное творчество.

Плетение из трав и листьев растений известно на всех континентах и насчитывает многовековые традиции. В нашей стране для плетения традиционно используется рогоз (многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов).

Прямой и тонкий ствол рогоза, заканчивается темно-коричневым, бархатистым початком. Листья рогоза саблевидные. Наиболее распространены широколистный и узколистный. Высота узколистного рогоза до 3-х м., ширина листьев до 1 см. Высота широколистного рогоза до 2,5 м, ширина листьев до 2,5 см.

В центральных областях России рогоз известен под названием камыш, а в Астраханской области и Краснодарском крае – чакан. Иногда его ошибочно называют тростником и соломкой.

В плетении используют солому ржаную, пшеничную, рисовую, овсяную, липовое мочало, осиновую стружку, а также бамбук, корень хвойных пород деревьев, ну и, конечно, традиционно на Украине и Кубани очистки от кукурузных початков, называемые в народе талашом.

Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, считается плетение. Одной из наиболее привлекательных черт этого ремесла является то, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни.

Разнообразие плетеных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели.

Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места.

Материалы для плетения также доступны. В частности талаш растет в огороде, рогоз – у ближайших водоемов.

Плетение не требует хорошего зрения. Часто плетением занимаются совершенно слепые люди, создающие тем не менее прекрасные изделия. Для плетения не требуется также и большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильно усвоенных приемов работы.

Уроки плетения из талаша и природных материалов позволяют расширить объем знаний учащихся об окружающем мире и пробудить творческие качества личности. Программа предмета знакомит учащихся с образцами народного творчества, способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у них художественный вкус, любовь к Родине, ее истории, традициям, формирует у школьников с интеллектуальными нарушениями способность осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, развивает воображение, фантазию, пробуждает творческую активность.

Учебный материал доступен для понимания и овладения учащимися коррекционной школы VIII вида.

Организационные формы, методические средства позволяют вносить в уроки элементы занимательности, наглядности.

Образность материала заставляет работать воображение. В процессе творческой деятельности формируются необходимые социальные навыки.

Включение детей с интеллектуальными нарушениями в художественную деятельность снимает присущие им скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг ребят творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению.

Умения, которые учащиеся приобретают на занятиях творческого труда, с успехом применяются ими дома. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе этой деятельности у учащихся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощь. Посредством творческих занятий удается коррегировать нарушение психофизических функций.

Занятия прикладным искусством способствуют выявлению и развитию потенциальных способностей ребят, развитию компенсаторных возможностей.

В процессе занятий развиваются наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка.

Дети с интеллектуальными нарушениями слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Прикладное искусство способствует развитию умения переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.

Программой предусмотрено постоянное усложнение приемов плетения и изделий, и изготовление не просто образцов, а вещей, которые украсят дом или станут полезными в быту.

Программа рассчитана на 5 лет обучения. В работе представлен учебно-тематический план первого года обучения (Приложение № 1).

Целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных работ с помощью репродуктивного метода, а также представляет систему коррекционного воздействия, направленную на формирование у детей с интеллектуальными нарушениями пространственного мышления, развитие эмоционально- волевой сферы, речи, мышления, мелкой моторики, личности ребенка в целом.

Программа плетения из талаша и природных материалов в целом решает образовательную проблему, дает в руки детям основы ремесла, помогает им адаптироваться в жизни, найти свою нишу, помогает решить задачи эстетического воспитания и ранней профориентации

Основные цели программы – удовлетворить потребности детей и их запросы по следующим направлениям:

  • через эмоциональное восприятие времен года, праздников подвести детей к творческому процессу;
  • приобщить детей к культурным и духовным ценностям;
  • создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
  • развивать в детях способность к развитию творческих способностей, т.к. не бывает бездарных детей;
  • воспитывать чувство гармонии, творческого отношения к любимому занятию;
  • воспитывать чувство вкуса, меры, ощущения материала, понимания характера и стиля вещи;
  • формировать в ребенке общественно-активного человека, чтобы он чувствовал свою значимость и необходимость в коллективе и в обществе в целом.

Основные задачи:

  • мотивационная – включение детей в активную деятельность школы; познавательная – развитие познавательного интереса ребенка к декоративно-прикладному творчеству;
  • обучающая – обучение основным приемам плетения, подбору и подготовки материалов по цвету фактуре, условным обозначениям и схемам;
  • развивающая – развитие креативных предпосылок;
  • социально-педагогическая – социальная адаптация ребенка в коллективе и современном обществе;
  • оздоровительная – формирование здорового образа жизни детей.
  • эстетическая – обучение культуре поведения, опрятности, умению ценить красоту и бережному отношению к своему труду и творчеству других людей.

Цели и задачи будут достигнуты в результате систематически получаемых знаний и закрепления их на практике.

Занятия помогают детям раскрепоститься, разбудить познавательный интерес, формировать устойчивый интерес к работе, выработать навыки сотрудничества в группе, научат детей получать удовольствие от собственной работы и от работы товарищей.

Условия реализации программы.

  1. Хорошо освещенное, просторное помещение.
  2. Столы по росту детей.
  3. Электроприборы: утюг, пистолет.
  4. Посуда для замачивания листьев.
  5. Набор дидактического материала.
  6. Наличие стендов-раскладушек для выставок.
  7. Книги и журналы по предмету.
  8. Прищепки для фиксации, палочки.

Дидактические материалы и наглядные пособия.

  1. Правила по технике безопасности (планшет, журнал).
  2. Планы воспитательной работы
  3. Методические разработки учебного занятия, открытого урока.
  4. Схема поурочного планирования
  5. Фотографии различных изделий и выставок (альбомы, стенды).
  6. Учебный курс (программа, поурочное планирование).
  7. Упражнения для кистей рук (дидактические карточки).
  8. Упражнения для пальцев (дидактические карточки).
  9. Упражнения для глаз (дидактические карточки).
  10. Упражнения для расслабления (дидактические карточки)

Первый год обучения.

Задачи первого года обучения:

  • социальная адаптация в коллективе;
  • мотивация к новому виду деятельности;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование работоспособного коллектива;
  • создание комфортной обстановки;
  • развитие трудолюбия, внимания;
  • воспитание художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики рук, пальцев.
  • отработка правил посадки при плетении
  • освоение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
  • овладение основными приемами плетения;
  • умение плести изделия от простейших к более сложным;
  • умение ценить красоту и получать удовольствие от своего труда и труда товарищей.

К концу 1-го года обучения дети должны:

ЗНАТЬ:

  • первоначальные знания об истории плетения;
  • основные приемы плетения;
  • основные базовые узоры;
  • терминологию;
  • правила техники безопасности при работе.

УМЕТЬ:

  • работать в коллективе над индивидуальным заданием и над коллективной работой;
  • воспринимать подаваемый педагогом материал внимательно, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • быстро включаться в творческий процесс;
  • различать материал, с которым они работают, по цвету, фактуре и использовать его в конкретной ситуации или задании.

Контроль знаний, умений и навыков декоративно- прикладного плетения:

Зачетная работа.

Творческая выставка. (Приложение № 2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Дотрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологике общения. – М.: "Просвещение", 1987.
  2. Малер А.Р., Цикото Г.В. Дефектология. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М.: "Педагогика", 1988.
  3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Сборник 2. Трудовое и профессиональное обучение. – М.: "Просвещение", 1989.
  4. Мейнард Б. Плетение. – М.: "Просвещение", 1981.
  5. Караманский С.А. Плетеные изделия. – М.: "Экология", 1992.
  6. Вануленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство на Кубани. Традиции и современность. Монография. КГУК и И. – Краснодар, 2002.