Преподавание литературы. Внеклассная работа

Разделы: Литература, Внеклассная работа


– Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Классный час я хочу начать стихотворением нашего сибирского поэта Игнатия Рождественского «Мой край» (Приложение 1).
Не случайно в начале классного часа прозвучало стихотворение нашего земляка. Сегодняшний классный час посвящен нашему сибирскому краю, могучему Енисею, людям Сибири, о которых много интересного могут рассказать поэты Красноярья. Называется классный час – «Поэты на берегах Енисея».

1 этап классного часа. Творчество поэтов Красноярья

Учась в школе, профессиональных училищах, техникумах, вы, ребята, знакомитесь с творчеством великих, известных всему миру поэтов-классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина. Вы учите их стихотворения наизусть, пишете сочинения, готовите рефераты, сдаете экзамены. Это хорошо, правильно, необходимо для постижения истины, красоты, мудрости жизни. «Великие поэты, – как сказал когда-то В. Гюго, – как и высокие горы, имеют многочисленное эхо. Их песни повторяются на всех языках, потому что имя их находится на всех устах».
Но есть поэты не такие великие, как поэты-классики. Стихотворения этих поэтов не повторяются на всех языках, имена этих поэтов многим любителям поэзии незнакомы. Но это не оттого, что их стихотворения неинтересны, что поэты эти не обладают талантом. Они интересны и многим известны и у нас в Сибири, и по всей России. Нам стихотворения этих поэтов особенно близки и дороги, потому что рассказывают о нашем родном крае, его людях, об особенной сибирской природе, ее могучей красоте, о Енисее и его притоках.
Это стихотворения поэтов – наших земляков. Очень хочется, чтобы вы, ребята, знали, как богата Сибирь поэтическими талантами.
Обратите внимание на книжную выставку, где представлены поэтические сборники поэтов-сибиряков. Видите, как их много! Но и это не все, а только небольшая часть поэтического наследия Сибири. За один классный час нельзя подробно узнать о всех поэтах Сибири. Знакомство с их творчеством можно только начать, узнать их имена, только приоткрыть дверь в страну Поэзии на берега Енисея. Но ведь начало важно в любом деле, смотришь – будет и продолжение.

Чтение стихотворения Казимира Лисовского «Как только начну о Сибири» (Приложение 2).

Эти строки написал сибиряк Казимир Лисовский (1919–1979).
Давайте и мы поспешим начать беседу о поэтах Сибири.
В первую очередь я хочу обратиться к поэзии Игнатия Рождественского. Ведь именно он прививал любовь к родному языку будущему писателю, нашему земляку Виктору Петровичу Астафьеву, был его учителем литературы.

Игнатий Дмитриевич Рождественский (1910–1969)

Жизнь и творчество И. Д. Рождественского неразрывно связаны с Сибирью, с родным Красноярским краем. В молодые годы он работал учителем в Игарке, позже поэт в качестве корреспондента газеты «Правда» много ездил по краю, побывал в разных уголках Сибири и Дальнего Востока.
Превосходное знание края и восторженная влюбленность в него, в суровую красоту его природы, в его людей, уважение к его славному прошлому, героическому настоящему, вера в светлое будущее и являются тем живым родником, из которого берет начало поэзия И. Д. Рождественского.
В своих стихотворениях он говорит прежде всего о родном крае и его людях, о том, что с юности стало ему близко и дорого.
К людям Сибири, к хозяевам края, а значит, и к нам с вами, обращает он горячие, призывные строки своих стихотворений.

Чтение стихотворения И. Рождественского «Здесь все твое…» (Приложение 3).

Лучше узнать поэзию И. Рождественского вы сможете, обратившись к сборникам его стихотворений. Я могу порекомендовать вам сборник, изданный в Красноярске в 1971 г.: Рождественский И. Д. Избранное. – Красноярск, 1971.

Казимир Лисовский (1919 – 1979)

Гостеприимство – одна из национальных черт русского, сибирского характера. Именно так – «Гостеприимство» – назвал сборник своих стихотворений еще один сибирский поэт, Казимир Лисовский. Стихотворение «Приезжайте… Увидите сами!» (Приложение 4) из его книги гостеприимно приглашает в Сибирь тех, кто там еще не бывал.
Казимира Лисовского справедливо называют пропагандистом Сибири. Его поэтической родиной стал Красноярск. В этом городе прошла юность поэта, здесь в 1944 году вышел его первый лирический сборник «Клятва» и началась профессиональная работа в литературе.
Казимир Лисовский изъездил все широты края. «Могу без ложной скромности сказать, – заметил поэт в предисловии к одной из своих книг, – что иногда приходилось бывать в таких местах, где до меня не был ни один газетчик, ни один литератор. Долгие месяцы постелью мне служил наст, подушкой – лапы еловых веток, одеялом – спальный мешок, печкой – яркий огонь костра, над которым весело булькал закопченный чайник».
Стихотворения К. Лисовского стали поэтической летописью края. Не было такого важного, дорогого красноярцам события, на которое бы он не откликнулся. Из самого сердца рвались строки:

Мне жизни не хватит,
Мне сердца не хватит,
Чтоб край мой, как надо,
Узнать и изъездить.

«Дорога»

«Счастливая сила таланта К. Лисовского – убеждение», – заметил критик А. Срывцев. Он же увидел, что поэт «не только воспевает Сибирь, любуется ею, он активно, поэтически вступает в драку» за Сибирь.
Действительно, в стихах К. Лисовского живет глубокая личная заинтересованность в том, чтобы каждому открылась красота его родного края, как она навсегда открылась ему. В пейзажах Красноярского края ему дорога «все та же любовь к родимой стороне».

Чтение стихотворения К. Лисовского «На выставке» (Приложение 5).
Предлагается обратить внимание на книгу И. М. Давыденко «Художники Красноярска» (Давыденко И. М. Художники Красноярска/ И. М. Давыденко. – Красноярск, Красноярское книжное издательство, 1978) и на фотовыставку о природе края.

Игнатий Рождественский, Казимир Лисовский – это только два имени поэтов с берегов Енисея. Их стихотворения, прозвучавшие сегодня, хорошо знакомы поколению ваших бабушек и дедушек. Можно сказать, что они стали классикой поэзии Сибири.
А сколько еще осталось поэтических сборников на нашей книжной полке! Тут и Вячеслав Назаров, и Зорий Яхнин, и Владлен Белкин, и Николай Еремин, и Анатолий Третьяков, и Александр Щербаков, и Аида Федорова, и Роман Солнцев… Все это наши сибирские поэты. Каждое имя достойно открытий. Поэты Сибири… Поэты на берегах Енисея… Одни продолжают творить, некоторые уже, к сожалению, ушли из жизни.
Особое внимание я хочу обратить на сборник «Поэзия народного подвига», в который включены избранные произведения поэтов Красноярского края периода Великой Отечественной войны. В этой книге рассказывается, например, о жизни и смерти молодого поэта-сибиряка Георгия Суворова. Он прожил мало, всего 25 лет, погиб в 1944 году, защищая Ленинград. Но нам остались его стихотворения. Вам, как людям столь же молодым, они будут близки и интересны.
Жизнь устроена так, что не прерывается связь поколений. Традиции поэтов-сибиряков начала ХХ века продолжают их последователи. «Живая листва» – так называется сборник стихотворений молодых литераторов Красноярского края, изданный в 1985 году – во время юности ваших родителей.
Свидетельство творчества на берегах Енисея в наше время – журнал «День и ночь», главным редактором которого с основания журнала и до недавнего времени был поэт Роман Солнцев. К сожалению, совсем недавно Роман Солнцев ушел из жизни. Но его журнал живет и радует своих читателей. Журнал «День и ночь» рекомендован для семейного чтения. В нем публикуются проза и стихи молодых писателей. Читают его не только в Красноярске, но и в других городах России, в чем можно убедиться, взглянув на обложку этого издания.
У журнала «День и ночь» есть ученики, занимающиеся в литературном лицее. Они тоже пишут стихи. Их тоже можно назвать поэтами на берегах Енисея, только начинающими. Но кто знает, может быть совсем скоро они станут известными не только в своем кругу? Творчество юных поэтов опубликовано в книге «По Красноярску – на Пегасе. Стихи, рассказы, сочинения, сказки, афоризмы и рисунки красноярских школьников» (2000 г.).

Земля Сибири питает вдохновение. И звучит поэзия на берегах Енисея:

… На кедры и гранит,
И лог,
Жарками опаленный,
Восторженно и отчужденно
Душа притихшая глядит.
И стать землей нам этой надо,
Чтоб сын, ли внук
Из-под руки
С такой же болью и отрадой
Смотрел на кедры и жарки.

Этим напутствием, строчками из стихотворения поэта-сибиряка Владлена Белкина я хочу закончить первый этап нашего классного часа.

2 этап классного часа. Чтение как поступок

Прочесть всех поэтов невозможно, как невозможно познакомиться со всеми людьми. Но можно научиться чувствовать книгу стихотворений, как мы чувствуем приятных и неприятных нам людей. Стихотворения, как люди, требуют внимания, доброты, открытости, просто искреннего желания понять.
Научиться читать поэзию, может быть, труднее, чем научиться писать стихотворения. Все ли по-настоящему понимают прочитанное? Читают громко? Читают, как говорится, с выражением, напрягая голос? А стихотворения звучат однообразно, монотонно, невнятно, скучно. Разные по смыслу слова безразлично ложатся друг возле друга, как одинаковые кирпичи. Случается, что даже прекрасные стихотворения не трогают, если прочитаешь их без души, равнодушно, бездумно.
Чтобы стать поэтом, нужен талант. Важно не только усвоить правила стихосложения, но и сказать свое слово, принести в поэзию оригинальное содержание.
А вот читать стихотворения способен научиться каждый. Чтобы понимать даже самые сложные из них, не обязательно быть поэтом. Но дело это не такое уж легкое. Даже самые простые стихотворения требуют от читателя внимания. Или, точнее, – сопереживания.
Мы предлагаем во второй части классного часа попробовать свои силы в чтении стихов, раскрыть свои способности, показать умение понимать и сопереживать тому, что читаешь.
Каждому ряду ребят предлагаются стихотворения нашего земляка, сибирского поэта И. Рождественского. Прочитайте их не спеша, постарайтесь понять, о чем они. Почувствуйте настроение и только потом прочитайте вслух. А через несколько минут я попрошу вас прочитать эти стихи нам всем. У нас получится своеобразный конкурс на чтение стихов.
Как видите, это не такое уж легкое дело – понимать и читать поэзию.
Стихотворения не просто должны нравиться или не нравиться. Мы прежде всего пытаемся пережить то, что переживал поэт, что он хотел нам сказать.
В заключении я хочу прочитать стихотворение Игнатия Рождественского «Не расстаться с тобой» (Приложение 6) о нашем городе Красноярске. А вы подумайте, что чувствовал и переживал поэт, что он хотел нам сказать.