Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: повторить и обобщить полученные знания, закрепить понятие о приключенческом, детективном и научно-фантастическом жанрах; прививать интерес к произведениям, составляющим сокровищницу мировой литературы; развивать умение сотрудничать.

Форма: командная игра.

Оформление игры:

  1. Карта с названиями островов (о-в Ураганов, мыс Скелета, бухта Акул, берег Трех ножей, залив Ветров, о-в Хромого Бена), по которым будут путешествовать учащиеся.
  2. Эмблема с парусником, который должен передвигаться от о-ва к о-ву.
  3. Название и девиз (готовит каждая команда).
  4. Грамоты и жетоны-пиастры.
  5. Выставка книг изученных произведений.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим путешествие, цель которого – достичь острова Хромого Бена, где спрятан капитаном Флинтом клад. Какой? Узнаете тогда, когда ответите на все вопросы, приготовленные мной.
– Командам корабля сдать рапорт (“Команда... в количестве... матросов к игре готова. Наш девиз... Рапорт сдавал капитан...)
– Итак, команды, готовы к путешествию? Отдать швартовы, поднять паруса! Полный вперед!

Задание 1. “Разминка”

Указать стрелками соответствия.

Ж.Верн “Два капитана”
Р.Л.Стивесон “Кортик”
А.Н.Рыбаков “Приключения Гекльберри Финна”
М.Твен “Дети капитана Гранта”
В.П.Катаев “Остров Сокровищ”
В.А.Каверин “Три мушкетера”
Э.По “Золотой жук”

Задание 2.

Кто из перечисленных писателей:

  1. В своих романах отразил огромный период развития Франции (от XV – сер. XIX в.)?
  2. Раз в год, летом, на своей шхуне “Сен-Мишель” выходил в открытое море, т.к. был страстным путешественником?
  3. Написал повесть, которая за 10 лет была издана 35 раз: на 14 языках в России и на 9 – за границей?
  4. Написал первое свое произведение при активном участии всей семьи (например, отец, бывалый моряк, составил список вещей, найденных в сундуке?)
  5. Родился в Одессе, которая станет местом действия его произведений?
  6. Участвовал в конкурсе для начинающих писателей, где среди 318 человек вошел в шестерку тех, кто был удостоен премии?
  7. Открыл нам, что история-это не только скучная хронология, но и живое кипение жизни?
  8. Всей своей жизнью показал нам силу человеческого духа, побеждающего болезнь и смерть?
  9. Показал нам силу человеческого ума, который тончайшим анализом самых мелких примет и поступков с почти математической точностью приходит к единственно правильному решению?

Задание 3. “Капитан, улыбнитесь!” (конкурс капитанов)

Викторина.

(Номер вопроса вытягивается из бочонка).

  1. Назовите признаки приключенческого произведения.
  2. Назовите признаки детективного жанра.
  3. Назовите признаки научно- фантастического жанра.
  4. Как называется корабль, на котором отправились на поиски капитана Гранта?
  5. Какой роман первоначально назывался “Корабельный повар”?
  6. Какое произведение является гимном дружбе 4-х отважных мужчин?
  7. В каком произведении есть слова “Бороться и искать, найти и не сдаваться”?
  8. Где произошло убийство, описанное в рассказе Э.По?
  9. Кто произнес слова “Один за всех, и все за одного”?
  10. Что кричал попугай Джона Сильвера?
  11. Что такое трактир? В каком произведении встречается его описание?
  12. В чем заключалась тайна запретного крана в романе А.Беляева “Голова профессора Доуэля”?

Задание 4. “Мы у цели!”

  1. Продолжите фразу “Там, за горизонтом...”
  2. ...мы открыли для себя неведомые острова....
  3. ...мы побывали вместе с сорванцами- мальчишками...
  4. ...мы учились открывать самих себя...
  5. ...мы ощутили, что люди и животные - это...

– Ура, ребята! Вот мы и у цели нашего путешествия. А вот и клад. Интересно, что в сундуке? Чтобы его открыть, надо вспомнить, что сделал герой рассказа Э.По “ Золотой жук”, чтобы отыскать на острове клад?

(После того как учащиеся расскажут, учитель вручает заранее приготовленные с помощью родителей призы. Это могут быть книги, билеты в театр, словари или что- то другое.)

Варианты заданий.

  1. Конкурс “Обложка любимой книги”.
  2. Проследить по карте путь “Дункана” (должны быть заранее подготовлены фломастеры и ксерокопии контурных карт.)
  3. Конкурс актерского мастерства (инсценирование эпизода из любого изученного произведения).
  4. Конкурс кроссвордов (готовятся заранее или учителем, или детьми).

Учитель сам выбирает задания для игры.

Творческих успехов!