Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ: ввести учащихся в поэтический мир поэта, показать основные мотивы лирики Пушкина.

Оформление урока:

  • выставка книг (сборники стихов А.С.Пушкина, книги о поэте, воспоминания современников);
  • презентация в PowerPoint

Слова поэта – суть уже, его дела.

А.С.Пушкин.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Если тебе 15 лет, если тебя влекут к себе стихи, если ты замираешь перед чудом поэтических строк, а высокая таинственность прекрасных строф бередит твое сердце, – значит, подошла пора и твоя душа требует новых строк, где все: и прошлое, и настоящее, и будущее – зовет тебя к проявлению личности.

Сегодня мы поговорим о “солнце русской поэзии” – А.С. Пушкине. Пусть с этого урока начнется для вас только ваш Пушкин – поэт. Иначе он не сможет прийти к вам, стать вашим другом.

(Стихотворение А. Твардовского “К портрету Пушкина” читает ученик)

Слайд 1 (см. приложение).

III. Новая тема.

Слайд 2 (см. приложение).

1. Пушкин знаком вам с детских лет. Что вы знаете о нем? Какие чувства сохранило ваше сердце от его стихотворений? Какие стихи помните и почему? (Ответы учащихся).

Неотвратимо входит поэт в нашу жизнь. Вспомните знакомые строки:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись…

И заиграло сердце…Хотя вы хорошо понимаете, что все это было давно, там, в XIX веке. И все же – откуда эта радость? Откуда прекрасное чувство восторга…

От пушкинского сердца, от его вдохновения.

(Учитель обращается к портрету поэта работы В.А. Тропинина).

Слайд 3 (см. приложение).

Вглядитесь в это лицо. Огромный лоб, темные волнистые волосы, прямой нос, густые бакенбарды…Спокойная поза? Спокоен ли поэт?

Поищите взгляд пушкинских глаз. Удалось ли вам поймать его? Нет! Полные печали глаза смотрят куда – то вдаль, мимо нас. Где сейчас мысли, глубокие, тревожные мысли поэта? В Сибири, где в ссылке находятся его друзья – декабристы? Или он задумался о предстоящей жизни “на свободе” под надзором Николая I? А может он видит М.Н.Волконскую по дороге к своему мужу:

Сибири хладная пустыня
Последний звук твоих речей –
Одно сокровище, святыня
Одна любовь души моей.

Мы не знаем, но ясно видим и чувствуем, что художник представил нам Поэта, Человека и Гражданина.

2. Все начинается с золотой поры детства. Она дольше всего держится в памяти людской…

Сын отставного офицер, блиставшего остротами в светском обществе.

Маленького Сашу не слишком любили, он был как – то не совсем понятен.

В 1811 году Пушкина везут в Петербург, где он сдает экзамены в только что открывшийся Царскосельский лицей. У Александра очень много друзей: Чаадаев, Пущин, Дельвиг…

Поэт много стихотворений посвящает своим друзьям, поэтому одним из основных мотивов лирики Пушкина является дружба. Одно из таких стихотворений “К Чаадаеву” (читает ученик).

(Запись в тетради мотива дружбы, пример стихотворений).

3. Жизнь поэта в его творениях. Это понял В.А.Тропинин. Ещё раз внимательно всмотритесь в глаза поэта. Что сумел “схватить” художник? Тревогу, боль за будущее. Кажется, Пушкина что – то удерживает, что он хочет что – то сказать. Вот – вот сорвутся с его уст эти строки, вольнолюбивые строки: (стихотворение “Декабристам” читает ученик). Это стихотворение относится к ещё одному мотиву лирики – вольнолюбивому, где воспевается любовь к Свободе (запись в тетради, примеры).

Поэт, если он истинный. Должен взять на себя боль другого, уметь сопереживать, поддерживать. С картины Тропинина на нас смотрит именно такой человек. Обратите внимание на плотно сжатые губы, на задумчивый взгляд. И вы увидите мужественного человека, способного не только воскликнуть:

Друг человечества печально замечает…

(до слов …Неумолимого владельца… “Деревня”, читает ученик),

но и создать удивительные строки о любви (“Я вас люблю…” читает ученик).

Такое по силам только гению.

В.А. Тропинин отлично понимал, какую роль в русской литературе играл поэт Пушкин, таким и показал нам его художник. Василий Андреевич Тропинин лично знал А.Пушкина. В Москве, на квартире художника возле Каменского моста поэт каждый день позировал Тропинину.

Н.Полевой писал: “Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта”.

Тропининский портрет хорош оригинальной и талантливо исполненной трактовкой внешности Пушкина. Поэт изображен в домашней обстановке, в естественной и в то же время вдохновенной позе.

4. Иного плана портрет поэта работы Ореста Адамовича Кипренского, написанного в 1827 году. Портрет был заказан другом Пушкина, бароном Дельвигом.

Слайд 4 (см. приложение).

Обратите внимание на позу поэта. Он стоит, сложив руки. Рассмотрите внимательно лицо поэта. Какой человек сидел перед художником? Спокойный, задумчивый…(отвечают учащиеся).

Пушкин на портрете Кипренского запечатлен во время наивысшего взлета своей прижизненной славы. Поэтому понятно желание художника изобразить идеального поэта, гения.

Пушкин в стихотворении “Кипренскому” подчеркивает эту романтическую идеализацию своей наружности:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало, мне льстит.

5. Действительно, в это время поэт очень известен, популярен в Москве, в светском обществе своими стихотворениями о любви. Одно из них посвящено Анне Керн (“Я помню чудное мгновенье”, читает ученик).

Это ещё одно стихотворение, относящееся к любовной лирике (запись в тетради, примеры).

С А. Керн Пушкин знакомится в 1819 году в доме Олениных, а затем снова встретил её в Тригорском в 1825. Вторая встреча стала событием в жизни поэта, плодом этой любви явилось стихотворение. Между тем реальные отношения Пушкина с Керн были не всегда такими возвышенными, они были, во всяком случае, неровными

Где же Пушкин был вполне самим собой в отношениях с Керн, где и когда он был настоящим? За этим вопросом стоит проблема. Но…вряд ли во всей мировой литературе есть другое такое стихотворение, которое сочетало бы пламенность чувств и предельную его чистоту.

“Я помню чудное мгновенье…” – эта строка каждому читателю говорит о том самом светлом, что есть в чувстве любви.

6. Другое известное стихотворение относится к ещё одному мотиву пушкинской лирике, на мой взгляд, основному – назначение поэта и поэзии – “Пророк” (читает ученик).

В “Пророке” поэтическое нарастание поднимается на высоту пламенного, пророческого слова, призванного “глаголом жечь сердца людей” (запись в тетради, примеры).

Кисть Кипренского поэтизирует образ Пушкина. Газета “Московский вестник” за 1828 год напечатала свидетельство современника: “Кипренский очень удачно уловляет сходство: это качество – отличительная черта в портрете Пушкина, им недавно написанного: мастерское произведение! Гений поэта как будто бы одушевил художника; огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум”.

7. 18 февраля 1831 года в Москве, в церкви Старого Вознесения на Никитской улице, состоялось венчание Пушкина с Н.Н.Гончаровой.

Пушкин пишет Плетневу: “Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня ново, что, кажется, я переродился”. (“Мадонна”, читает ученик).

Перед нами портрет Н.Н. Гончаровой, написанный А. Брюлловым.

Слайд 5 (см. приложение).

Жена, красавица Наталья Николаевна имела чересчур большой успех, возбуждала злые толки по адресу её мужа. Однажды Брюллов сказал: “И на кой черт ты женился!” Счастье с Гончаровой было недолгим, всего 6 лет.

8. Давайте обратимся к портрету поэта работы Ивана Логиновича Линева, написанного в 1836 году.

Слайд 6 (см. приложение).

Этот портрет очень важен для понимания облика Пушкина в конце его жизни. С темного, мрачного фона смотрит бледный человек, очевидно страдавший хронической бессонницей (воспаленные веки); с сильно поредевшими волосами; уставший, измученный, затравленный. Этот портрет иллюстрирует страшную хронику последнего года жизни Пушкина.

В1836 году Н.Н. Гончарова знакомится на балу с французским офицером Дантесом, который надоедает ей вниманием и любовными признаниями.

Пушкин в письме к Пущину: “Я только завидую тем из них, у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не мадонны…Знаешь русскую песню – “Не дай бог хорошей жены. Хорошу жену часто в пир зовут. А бедному-то мужу – во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит”.

25 января Пушкин вызывает Дантеса на дуэль. Доведя дело до дуэли, Пушкин боролся за свою честь. В последние дни он вел себя так, как вел себя всю свою жизнь: бесстрашно, гордо защищая своё человеческое достоинство.

Он погиб не из ревности вовсе, а потому что не мог не отстаивать себя, своё имя, помня, что это имя звучит – Пушкин.

(Зачитываются отрывки из писем Жуковского, из воспоминаний Данзаса, Даля из книги “История одной болезни”).

9. Последним итоговым стихотворением А.С. Пушкина является “Я памятник воздвиг…”, продолжая тему “Пророка” (читает ученик).

Слайд 7 (см. приложение).

IV.Итоги.

Завершая наш урок – портрет поэта, хочу обратить ваше внимание на фотографию знаменитого монумента Пушкина в Москве работы А.М. Опекушина (1875г.). Первый памятник поэту в России – символ Москвы, олицетворение московского Пушкина.

Слайд 8 (см. приложение).

V. Домашнее задание.

Записать примеры по каждому из мотивов лирики; ответить на вопрос: “Какой мотив не был назван на уроке?”.