Классный час на тему "О самодисциплине и самовоспитании школьника"

Разделы: Классное руководство


Цели классного часа:

  1. Изучить уровень дисциплинированности учащегося.
  2. Научить объективно оценивать свои познавательные возможности, настойчиво работать над собой.
  3. Научить контролировать свои действия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Самодисциплина – это «дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движения вперед».
  2. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.
  3. Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела.

Высказывания на доске:

  1. «Не хочется – это опасный враг подлинно человеческого бытия. С не хочется, если оно вышло победителем над надо, должен, требуется, начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с не хочется становится рабом лени. Бездумное времяпровождение, кажущееся свободой, в самом деле, является гнусным рабством духа».
    Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека». К., 1975г.,.150.
  2. «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
    Конфуций.
  3. «Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию»
    А. В. Мудрик. Российская педагогическая энциклопедия. М.,1993.Т. 1. С. 166.

I. Вступительное слово учителя.

Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Хочу напомнить древнее правило: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.

Вопрос к учащимся: Какое содержание вкладывается в понятие «сознательная дисциплина»?

Ответы учащихся: - Не опаздывать на уроки.

- Своевременно выполнять домашние задания и т. д.

Обобщение ответов: Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам, активность и инициативу в труде. Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.

Вопрос к учащимся: Как часто вы осознаете недостатки, ошибки в своих поступках, поведении?

Все ошибки в основном сводятся к тому, что ребята сознают ошибки в своих поступках. Но бывает и так, что ошибки повторяются.

II. Учитель: Мужество начинается с умения одерживать победы, даже маленькие, над собой. Известный педагог В.А.Сухомлинский советовал школьникам, как научиться властвовать собой, воспитывать самодисциплину: «Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть не хочется отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…»

Вопрос к учащимся: какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? Под влиянием чего это случилось?

Многие отмечают, что они стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью.

III. Древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье». Человек, который чувствует ответственность перед родителями, коллективом, товарищами и собственной совестью по-настоящему счастлив. Английский писатель И. Бентам утверждает: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим».

VI. Заключительное слово учителя.

Дисциплинированность, организованность, исполнительность – важные нравственные качества, необходимые для успешной трудовой и общественной деятельности. Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты исполнил приказание или выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».