Примерная программа элективного курса по физике

Разделы: Физика


НАЗВАНИЕ. “Эксперименты (фундаментальные, занимательные ) в физике.

Название должно быть привлекательным: с одной стороны, не быть похожим на школьное, а с другой стороны – показать то, чем ученики, посещающие курс, будут заниматься. Примеры: “Астрономия” - “Звездная азбука”.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Определяется время, на которое рассчитана программа, число часов в неделю.

Далее формулируйся цели курса. Например:

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  1. Интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы,
  2. Интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента,
  3. Умения самостоятельно приобретать и применять знания,
  4. Творческих способностей, умения работать в группе, весте дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел,
  • Описывать результаты наблюдений,
  • Выдвигать гипотезы.
  • Отбирать необходимые приборы.
  • Выполнять измерения.
  • Вычислять погрешности прямых и косвенных измерений.
  • Представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков.
  • Интерпретировать результаты эксперимента.
  • Делать выводы.
  • Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия.
  • Роль эксперимента в познании.
  • Соотношение теории и эксперимента в познании.
  • Правила пользования измерительными приборами.
  • Абсолютная и относительная погрешности.
  • Запись результата прямых измерений с учетом погрешности.
  • Сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений.
  • Индуктивный вывод, его структура.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как И. Ньютон, Г. Галилей, М. Ломоносов, Г. Ом и другие, с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике.

Содержание программы.

Можно сделать акцент на тех понятиях, умениях, которые в базовом курсе рассматриваются косвенно.

Например. Графическое представление результатов измерений. Понятия теоретической и экспериментальной кривых.

Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов.

Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента. Фундаментальные опыты в физике.

Выполнение самостоятельных исследований в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение вывода. Защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
  • Исследование свойств постоянных магнитов.
  • Изучение закона отражения света.
  • Изучение условий равновесия рычага.
  • Изучение капиллярных явлений.
  • Изучение природы электрического разряда.
  • “Открытие” электрического тока.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

  • Измерение размеров тел.
  • Измерение емкости сосуда.
  • Измерение времени секундомером.
  • Измерение массы тела.
  • Измерение температуры тела.
  • Измерение размеров малых тел.
  • Измерение объемов малых тел.
  • Измерение массы малых тел.
  • Измерение малых промежутков времени.
  • Измерение площади фигуры.
  • Измерение скорости равномерного движения.
  • Измерение механической работы.
  • Измерение электрического сопротивления проводника.
  • Исследование зависимости сопротивления реостата от длины его рабочей части.
  • Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении.
  • Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона.
  • Измерение плотности неизвестной жидкости.
  • Измерение объема воды взвешиванием.
  • Измерение давления твердого тела.
  • Исследование зависимости механической работы от массы тела.

Литература для учащихся

  1. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.
  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
  3. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
  4. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
  5. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.
  6. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

Литература для учителя

  1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
  2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
  3. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
  4. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.