Этнокультурное воспитание детей: опыт создания этнокультурного центра как структурного подразделения детского сада на основе русской традиционной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Многогранная деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Этот подход использован в процессе экспериментальной работы при создании вариативной аксиологической модели русского культурно-образовательного центра в условиях детского сада, используя опыт моделирования воспитательно-образовательной деятельности на основе аксиологического подхода в русле концепции Т.И. Баклановой «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве «Детский сад – школа – вуз». Целью аксиологической модели является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей вариативной модели Детского русского культурно-образовательного центра духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. При этом следует выделить психотерапевтический эффект этнохудожественной деятельности, выступающей инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Как показали первые результаты нашего исследования, гармоничному развитию личности ребенка способствует создание культуро и природосообразной образовательной среды. Работа с детьми социума в стенах нашего модернизированного учреждения ведется в студиях «Забавушка» (фолькор), дизайна «Сказочная страна», изодеятельности «Разноцветная сказка», театральной деятельности «Театр сказок». На занятиях через сказку ребенок «входит в мир родной культуры, постигает основные законы мироустройства, вырабатывает систему нравственного поведения. На основе принципов многофункциональности традиционной культуры и синкретичности народно-художественного творчества решаются различные проблемы развития личности в соответствии с психовозрастными особенностями. Основными формами работы с детьми являются сказкотерапия, игротерапия. куклотерапия, музыкотерапия, цветотерапия и др. В настоящее время в детском саду ведет студию по театрализованной деятельности «Игралочка» студентка МГУКИ на основе методики сказкотерапии и фольклоротерапии, в специально оборудованной комнате «Театр сказок».

В студиях Детского культурно-образовательного центра занятия с детьми строятся на основе сказки по учебным программам: «Русский лес», «Энциклопедия русского жилища на основе сказок Пушкина», «Красные девицы и добрые молодцы», «Девочка Маша и ее дом», «К нам гости пришли», «Мастера и мастерицы» и др.

Большую роль в этнокультурном воспитании детей играет музей «Живая старина». Наш музей «Живая старина» имеет сертификат с 2004 года. Музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. За этот год его экспозиции обновились и расширились. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка 18 века, гребень, старинная вышивка, самотканый ковер и др.) народные игрушки, наряды и атрибуты к календарным праздникам, предметы народного декоративно-прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству. Но, чтобы музей постоянно действовал педагогам приходится много работать в поиске новых форм работы и отработки традиционных. Разработана программа «Живая старина» с элементами музейной педагогики и ИЗО. Разработала и ведет занятия выпускница МГУКИ руководитель студии декоративно-прикладного творчества Е.В.Костина.

Руководителем структурного подразделения Детского культурно-образовательного центра «Рябинушка» является выпускница МГУКИ Е.С. Нестеренко. В качестве одной из эффективных форм организации деятельности приобщения детей и родителей к культурному наследию, которая внедряется в нашем учреждении второй год, является организация детского отделения кафедры ЮНЕСКО. Этой проблемой занимается выпускница МГУКИ, Нестеренко Е.С.. Еще будучи студенткой кафедры теории и истории народной художественной культуры, она посвятила этой проблеме дипломную работу, и сейчас продолжает ее в работе культурно-образовательного центра. Детское отделение кафедры ЮНЕСКО – новая социально-значимая, научно-познавательная, творческо-развивающая игровая форма, объединяющая ученых, педагогов, родителей и детей в процессе изучения национально-культурного наследия России. Ее задачами являются:

  • Обеспечение условий для взаимодействия родителей и педагогов по реализации программы «Москва многонациональная» и приобщению дошкольников к культурно-историческому наследию России;
  • Развитие у детей важнейших духовно-нравственных качеств (милосердия, справедливости, трудолюбия, дружелюбия и миролюбия и т.д.) на основе лучших традиций народной культуры, в том числе взаимопомощи, гостеприимства, стремления не запятнать добрую память и добрые дела предков и т.д.);
  • Мотивация и активизация познавательных и художественно-творческих интересов детей посредством выполнения с родителями различных исследований по народной художественной культуре.

При подготовке к открытию Детской кафедры ЮНЕСКО совместно с преподавателями кафедры теории и истории народной художественной культуры: обсуждались формы взаимодействия и сотрудничества с родителями, подбирались темы для детских исследований и их маршруты, а также варианты предоставления собранного материала и его оформления. В нашей работе помог опыт создания детской кафедры ЮНЕСКО в средней общеобразовательной школе № 683 и ГОУ «Начальной школе – детском саду» №1664 САУО. Однако, в этих учреждениях проектно-исследовательской деятельностью занимались учащиеся школы, а задачей нашего коллектива ДОУ №1851 было организовать детскую кафедру с детьми дошкольного возраста с привлечением родителей и установлению партнерских отношений с семьями наших воспитанников, так как только эти условия способствуют созданию триады «педагог – ребенок – родитель».

Как показало наше исследование, организация новой игровой формы Детского отделения кафедры ЮНЕСКО, как и все виды познавательно-творческой деятельности по освоению русской традиционной культуры позитивно влияют повышение интереса социума к традиционной культуре, а также оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, их духовно-нравственной сферы. Особенно эффективна данная форма при работе с одаренными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к исследованиям. Кроме того, такая деятельность активизирует творческую инициативность педагогического коллектива и способствует повышению этнокультурной компетентности педагогов, так как они начинают углубленно изучать национальное культурное наследие, обсуждают интересные факты и сведения с родителями и педагогами.

В настоящее время подготовлено методическое пособие для руководителей детских садов, желающих открыть на базе своего учреждения Детский культурно-образовательный центр. В пособие входит комплекс нормативных документов по руководству детским этнокультурным центром; примерное штатное расписание и должностные обязанности сотрудников центра; учебный план; структура модернизованного ГОУ детский сад и система управления; комплект методических материалов для руководителей и педагогов ДКОЦ; программа для курсов повышения квалификации педагогов по руководству ДКОЦ.

Опыт работы нашего учреждения периодически публикуется в сборниках Северного окружного управления образования, Департамента образования города Москвы, а также в сборниках всероссийских конференций по этнокультурному образованию. Опыт работы высоко оценен педагогами Москвы и регионов России.

Функции Детского русского культурно - образовательного центра «Рябинушка». (Приложение 1)