Внеклассная работа (коллективно-творческий доклад) "Мой вклад и вклад моей семьи в экономическое благополучие моего города"

Разделы: Начальная школа


Занятие длится 80 минут с переменой 10 минут, участвуют дети из разных классов.

Цель: Создание условий для личностного развития учащихся через их ознакомление с региональными особенностями природной и социальной средой, региональной экологии.

Задачи:

1. Систематизировать и расширить знания детей о предметах и явлениях природы, характерных для родного края, о региональных особенностях взаимоотношения между природой и социальной средой; формировать у учащихся личностное отношение к сохранению окружающей среды.

2. Дать школьникам первоначальные представления об экологических проблемах г. Качканара, ориентиры для критической оценки современной экологической ситуации, повысить при этом уровень их эмоциональной отзывчивости, развивать у них экологическое отношение к природе и социальной среде.

3. На основе экологических связей развивать логическое мышление, воображение и речь.

Оборудование:

1. Игрушка “Лесовичок” или плакат героя, “Задание Лесовичка”, мяч.

2. Картина “Загрязнение окружающей среды”, газета “Зеленый дом” №1 от 01.07. 2004, фотографии г. Качканара.

3. Картинки – знаки “Не ломать ветки”, “Не рвать цветы”, “Не ловить насекомых”, картинки съедобных и несъедобных растений.

4. Глобус.

4. Ящик с землей, семена цветов, полиэтиленовые пакеты.

5. У учеников – контрольная работа “Мой клад и вклад моей семьи в экологическое благополучие моего города”.

Ход занятия

- Сегодня мы собрались на КТД (коллективно – творческое дело). Давайте познакомимся (в кругу, передовая игрушку “ Лесовичка”, дети называют Ф.И., класс).

Сообщение темы и целей занятия:

- Сегодня мы поговорим об экологии.

  1. Кто из вас знает, что такое экология? (наука об окружающей среде). “ЭКОС” по – гречески значит “ дом”, “ЛОГОС” – “ученье, наука”. Экология – это наука о нашем общем доме.
  2. Кто такие экологи? ( Ученые, занимающиеся исследованием, учат бережно относиться к окружающему миру).
  3. Какой любимый цвет экологов? (зеленый).
  4. Экологи придумали прекрасный праздник – “День Земли”, когда его празднуют? (22 апреля).

- Сейчас мы с вами разделимся на 5 групп (ученик вытягивает цветной жетон, который соответствует цвету группы: белый — воздух, синий — вода, коричневый — почва, зеленый — растения, красный — животные; каждая группа проходит за свой стол)

- Мы будем работать в группах, каждый из вас станет экологом в своей области и будет выполнять задания “Лесовичка”. А в конце КТД мы должны подвести итоги, как вы прожили этот год, сделали что-то хорошее для Земли? (Не сделали ли чего-нибудь плохого?) У нас должна получиться совместная работа, назовем ее “Цветные страницы экологии нашего города”.

I Загадка от Лесовичка (зачитывает ученик, который находится в группе воздух).

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)

- В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав опыт:

Наполните новый полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его смять.

- Легко ли он сжимается? (Ученики выполняют опыт в группе.)

- Для чего нам нужен воздух? (Дыхание).

Опыт: - Попробуйте задержать дыхание.

- Человек может прожить без воздуха не больше 5 минут.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

1. Как вы понимаете выражение “Воздух должен быть чистым!”? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа).

2. Где чище воздух в лесу, в городе, в промышленном районе и почему? Что называют “зелеными легкими планеты”? Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии.

3. Какие деревья высаживают у нас в городе для очищения воздуха? Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, лиственницы очень полезны для человека. В городе воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, они тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: тополя, сирень. Тополя чаще других сажают в городе, во-первых, потому, что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Но это еще не все! Тополя неприхотливы, очень быстро растут.

4. Что делают на предприятиях для охраны чистого воздуха?
а) На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.
б) Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.

II Загадка Лесовичка (зачитывает ученик из команды вода).

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? (вода)

- Посмотрите на глобус.
Такой видят космонавты Землю из Космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой.
Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

1) А знаете ли вы водоемы города?

р. Выя, Уреф, Чащевитая, Качканарский пруд. Верхнее-Выйское водохранилище, Качканарский пруд.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Подтвердите это высказывание.

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Давайте подумаем, к каким последствиям это приведет.

III Загадка Лесовичка (зачитывает ученик из команды почва)

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)

- Что в природе называют “Чудесной кладовой”? (почву). Обоснуй свой ответ.

ИГРА ФИЗМИНУТКА.

VI) Игра “Съедобное и несъедобное” (дети встают в круг, если называют съедобное растение, то надо мяч поймать, если – нет, отбить )

Рожь, рис, белена, картофель, вороний глаз, ландыш, томат, дурман, волчье лыко, рябина, морошка, грибы.

- Давайте еще раз обратим внимание на ядовитые растения, запомним их, никогда не будем пробовать их на вкус (Демонстрируются слайды или картинки с изображением съедобных и ядовитых растений).

-Могут ли животные и человек жить на Земле без растений?

(Нет, только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных)

Лесная тропинка.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за невидимой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так целый день.

Вспомните название и автора книги, которая отвечает на многие вопросы: что? Кто? Куда? Зачем? Почему? (Виталий Бианки “Лесная газета”)

Практическая работа в группах:

Давайте вспомним, что вы изучили на уроках окружающего мира и составим “Правила друзей природы” (каждая группа составляет свои правила и потом зачитывает вслух, другие могут добавлять)

Пример составления “Правил друзей природы” группы о растениях:

  1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
  2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим природе.
  3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.
  4. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  5. Не повреждай кору деревьев.
  6. Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!
  7. и т. д.

- Как прекрасен этот мир – посмотри! (фотографии природы нашего города).

И чтобы он оставался таким красивым и становился все лучше и краше мы выслушаем какой вклад можете внести вы лично и ваша семья в экологическое благополучие своего города (выслушиваются доклады детей, которые они готовили дома с родителями по теме: “Мой вклад и вклад моей семьи в экологическое благополучие города Качканара ”)

- Мы с вами славно поработали, а сейчас “Лесовичок” просит вас выполнить его последнее задание, а для этого рассмотрите газету “Зеленый дом ” (дети рассматривают экземпляр).

- Скажите мне, о каких проблемах рассказывается в этом выпуске? (о загрязнении воздуха, о свалках мусора, о загрязнении почв.) Что вы знаете о вторичной переработке сырья? Для чего люди создали эту газету?

- Мы должны придумать иллюстрации к нашей с вами газете, давайте назовем ее “Цветные страницы экологии города Качканара”.

- Наши “Цветные страницы” я предлагаю начать такими стихами:

Берегите природу!
Если б люди всей планеты
Все живое берегли…
То наверно, то возможно
Красной книги мы, наверно, никогда не завели.

- О какой Красной книге идет речь, о чем эта книга?

- О чем нам говорит красный цвет?

Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век,
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?

- Каждая группа должна подумать и нарисовать плакат (о воздухе – экологически – чистый транспорт, о воде - “вода – наше главное богатства”, о почве – придумать знаки о сохранении почв, о растениях и о животных – запрещающие знаки)

Выступают представители от каждой группы и все плакаты скрепляются в один проект “Цветные страницы экологии нашего города” (за защиту плакатов дети тоже получают жетоны).

Подведение итогов.

- Давайте подведем итог тех полезных дел, которые мы с вами можем выполнить:

  1. Помнить и соблюдать правила друзей природы.
  2. Участвовать в экологических рейдах (по школе, вокруг дома, в котором я живу, общественных местах города).
  3. Посадка саженцев, цветов.

- Сегодня я вам предлагаю посадить рассаду, чтобы потом эти растения радовали нас с вами и очищали воздух. Акция “Посади клумбу” (посадка семян, рассады в ящички).

- Вот еще одно хорошее дело мы с вами сделали, пора подвести и итог нашего занятия.

- Что вам понравилось сегодня на занятии, о чем расскажите дома? Что нового вы узнали?

Давайте подсчитаем жетоны, которые вы заработали. Учитель хвалит тех, кто активно работал, дает советы другим ребятам быть более активными. Я думаю, что день мы прожили с вами сегодня не зря, узнав много интересного и полезного.

- Всем спасибо за плодотворную работу.