Нестандартный урок по математике во 2-м классе по теме "Письменный прием сложения вида 45 + 2"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

1. Ознакомление с приемом письменного сложения.

2. Развитие логического мышления, внимания, совершенствование устных вычислительных навыков.

3. Привитие интереса к предмету.

Оборудование: учебник 2-ая часть математика, жетоны, памятка, индивидуальные карточки, карточки для каждого ученика с условием задачи.

ХОД УРОКА

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

- Сегодня мы пришли на конкурс “Юный математик”, где предстоит каждому пройти различные туры. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон, в конце конкурса мы определим кто же из вас действительно “Юный математик”.

1 тур: “Разминка”

а) Раздаются 4 карточки с индивидуальными заданиями:

Карточка  № 1

Вместо * поставь знаки -, +:

7 * 8 * 6 = 9

8 * 5 * 4 = 7

12 * 6 * 5 = 11

Карточка  № 2

Реши уравнение:

15 - х = 8

х + 6 = 19

Карточка  № 3

Реши уравнение:

9 + х = 14

5 - х = 7

Карточка  № 4

Найди значение выражения:

15 + (9 - 4) =

7 + (11 - 2) =

(25 - 20) + 4 - 1 =

б) Реши устно примеры, записывая в тетрадь одни ответы.

- Назовите ответы. (23, 75, 8, 47, 15, 29, 45). Расскажи все, что вы знаете о цифрах, которые записали. Ответы с цифрами вы видите на доске. Расположите их в порядке убывания и прочтите, какое получилось у вас слово (МОЛОДЕЦ). Кто не сделал ни одной ошибки, тот получает жетон.

в) Задачи на логику.

“В соревнованиях по бегу Волк, Лиса и медведь заняли три места. Какое место занял каждый из них, если Волк занял не второе и не третье, Лиса не третье. (Волк – 1, Лиса – 2, Медведь – 3)”

“Бежали два гуся, петух, кошка, собачка. Сколько лапок топало той дорожкой по полю? (14)

2 тур: “Новое”

1) Реши цепочку, называя промежуточные результаты:

14 + 30 – 4 + 40 – 50 – 7 + 10 =? (23)

- Что это за число?

- Придумай ещё двузначные числа.(46, 35)

- Давайте составим с этими числами суммы так, чтобы второе слагаемое было однозначное число, а значение суммы - круглое число. (Дети записывают примеры на доске и в тетради). Раздаются жетоны.

23 + 7 = 30

46 + 4 = 50

35 + 5 = 40

Физминутка

2) А теперь составим примеры по памятке во второй столбик:

Первое слагаемое остается.

Второе слагаемое двузначное число: десятки равны числу единиц первого слагаемого, а единицы на 1 меньше, чем второе слагаемое.

23 + 36 =

45 + 54 =

34 + 45 =

- Найдите значение данных выражений.

- Трудно?

- Какой столбик легче решать?

- Как вычисляли второй столбик? (Единицы складывали с единицами, десятки с десятками.)

- Сегодня я познакомлю вас как легче и проще решать примеры такого вида, т. е. познакомимся с письменными приемами сложения.

- Открыли учебник (2-я часть, страница 4). Прочтите самостоятельно алгоритм сложения двузначных чисел.

№1, страница 4 (первый пример объясняет на доске учитель, чтобы показать правильную запись, последующие примеры дети решают с объяснением в слух на доске, получая при этом жетоны).

3 тур: “Закрепление”

У каждого на парте лежит листок с задачей. Прочтите условие и скажите о чем задача. Рыболов поймал 32 карася и 56 ершей. Сколько всего рыб поймал рыболов?

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Давайте составим краткую запись:

К. – 32

Ер. – 56

Всего – ?

- А сейчас на этих же листах решите задачу, используя письменный прием сложения, т. е. решите задачу в столбик, после запишите ответ. Решив её листы прикрепите на доску, после чего я проверю правильно ли вы записали и решили задачу.

4 тур: “Итог”

- С чем мы сегодня познакомились?

- Как записываются такие примеры? (Ед. под ед., десятки под десятками)

- А сейчас давайте посчитаем жетоны и выясним, кто же сегодня действительно оказался “Юным математиком”? (Дети подсчитывают жетоны.)

5 тур: “Домашнее задание”

Страница 4, № 3 (1 строчка)

6 тур: “Оценки за урок”

Литература

1. Программно-методические материалы. Математика. Нач. школа. М., 2000.

2. Ушакова Т. В. Задачи для младших школьников. Санкт- Петербург,2006

3. Яковенко Г. П., Яковенко Н. Г. Энциклопедия школьнику. Киев, 1999.