Урок литературного чтения, 2-й класс. Тема: В.Катаев. "Цветик-семицветик"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
  • обогащать речь учащихся;
  • учить работать с текстом;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;
  • учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа.
  • развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

Оборудование: портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: “Цветик-семицветик”, плакат с изображением цветов “Сад, в котором растет цветик-семицветик”, фломастеры для детей.

Применение компьютера: портрет писателя В.П.Катаева, фрагменты текста проецируются на мониторе.

Ход урока

Учитель (У): - Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы?

- Цветы приносят нам радость.

- Когда мы хотим доставить людям радость, мы дарим цветы.

- Когда мы ходим создать уютный уголок дома, в школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые цветы.

- Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся, восхищаемся.

- С цветами и жить веселее, интереснее.

- Цветы – это лекарство от тоски.

- У: Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы! Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный.

Вступительная беседа

А.С. Пушкин и другие писатели-классики вдохновили поэтов и прозаиков двадцатого века на создание оригинальных сказок. Мы хорошо знаем сказку о Буратино - этот герой, шалун и озорник, обрел всенародную известность. Также хорошо знаем сказки К.И.Чуковского “Путаница”, “Муха-Цокотуха” и многие другие сказки известных писателей. 1. Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей: бедного солдата или ловкого. 2.Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. 3. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев “Цветик-семицветик”.

Рисунок 1 (цветы автора)

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?

Учитель рассказывает сказку “ Цветик-семицветик”.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается.

- Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит - место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

У: - Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад – (на экране открывается слайд “Волшебный сад”.

- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!

Рисунок 2

Рисунок 3  (дом и цветы автора)

Рисунок 4 (дом и цветы автора)

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Ничего, не плачь, я помогу тебе. Правда баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь по сторонам зевать. Я тебе подарю цветик-семицветик - он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. (Учитель срывает цветок). У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

- Этот цветок,- сказала старушка,- не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть, по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут же вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки, как ни бывало.

Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про свой заветный цветок.

- А ну-ка посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: “Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!” Но ваза нечаянно разбилась.

У: - Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации?

- Женя очень огорчилась, что ваза разбилась. Она подумала, что после этого волшебство исчезнет.

- Девочка горько заплакала и не знала, как сказать об этом маме.

У: - Ребята, а случалось ли вам случайно разбивать красивые вещи и как вы при этом поступали?

- Я думаю, лучше сразу признаться маме и попросить у нее прощения. Ведь мама все равно узнает, а если ты скроешь правду, ей будет неприятно и она сильно огорчится.

- Нельзя огорчать маму, всегда надо говорить правду.

У: - Вы правы, ребята, как гласит русская пословица: правда дороже золота.

Итак, Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.

В третий раз Женя попросила синий лепесток, чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно.

- У: Скажите, ребята, как ей вернуться домой?

- Ей надо произнести волшебные слова: Лети, лети…

У: - Дайте, ребята, мы произнесем хором эти слова и поможем Жене вернуться домой с Северного полюса. Таким образом, зеленый лепесток помог ей сейчас же очутиться на своем дворе!

В пятый раз оранжевый лепесток исполнил ее желание и все игрушки, какие есть на свете, стали Женины. …Игрушки все валили и валили… Уже весь дом был завален до самых крыш игрушками.

Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.

Пошла она на улицу, идет и думает: “Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “Мишек”. Нет, лучше два кило “Прозрачных”. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило “Мишек”, полкило “Прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там все–таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться”.

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.

Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

- У: Ребята, вам понравилась эта сказка? Какая эта сказка?

- Волшебная.

- У: Почему вы так думаете?

- В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса.

- У: Кто главный герой этой сказки?

- Девочка Женя.

- У: Как вы думаете, почему Женя была так счастлива?

- Она сделала доброе дело для спасения мальчика.

- Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.

-У: Какие свои желания исполнила Женя?

- У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные.

- От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.

- У: Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.

А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?

Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.

Давайте, ребята, найдем отрывок и прочитаем об этом. (Учащиеся читают)

- У: Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?

- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.

- Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.

- У: Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?

- Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.

- У: Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?

- Ей было жаль его.

- У: Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

- Она была счастлива, что смогла помочь Вите.

- У: Как вы оцениваете поступок Жени?

- Она поступила правильно. Потому что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.

- У: Чему нас учит эта сказка?

- Сказка учит заботиться о других людях.

- У: Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?

- Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

- У: А как автор описывает последнее желание Жени? (Выборочное чтение.)

В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать цветик-семицветик на компьютере и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.

 

Рисунок 5

Подведение итога урока:

Учитель зачитывает некоторые ответы учащихся.

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков.

Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.

Тема, раскрытая в сказке, формирует у детей чувство сострадания, воспитывает любовь к ближнему, учит добру и справедливости.

Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

Приложение 1

Текст сказки