Открытый урок по информатике по теме "Введение в базы данных"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • создать условия для формирования понятий “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “СУБД”;
  • повторить понятие “модели” и её видов, а так же виды программного обеспечения, наиболее часто используемые для ее реализации;
  • продолжить развитие умения сопоставлять, анализировать, обобщать, логически мыслить.

Ход урока

1. Изложение нового материала.

Большой поток информации в современном мире ставит перед нами проблему её систематизации и облегчения поиска. Для этого создаются базы данных и тема сегодняшнего урока “Введение в “Базы данных” (Приложение 1, слайд 1). Сегодня мы с вами познакомимся с понятием “базы данных” и её структурой, а также узнаем, что такое “система управления базами данных”.

Чтобы перейти к изучению новой темы вспомним:

  • Что такое модель? (ответ детей + Приложение1, слайд 2)
  • Какие два основных вида моделей вы знаете? (ответ детей + Приложение 1, слайд 2)

В рамках предмета “информатика” нас интересуют знаковые (информационные) модели.

  • Назовите виды информационных моделей. (ответ детей + Приложение 1, слайд2)
  • Какое программное обеспечение можно использовать для создания этих моделей? (ответ детей + Приложение 1, слайд 2)

Теоретические знания у нас есть, теперь давайте попробуем применить их на практике. Создадим информационную модель домашней видеотеки.

Какие признаки являются наиболее важными при выборе фильма, т.е. при построении модели видеотеки? (ответы детей)

В нашей модели я предлагаю вам ограничится следующими признаками (Приложение 1, слайд 3)

  • Название фильма.
  • Жанр.
  • Режиссер.
  • Исполнитель главной роли.

Для ускорения определения количества фильмов в вашей домашней видеотеке нам понадобится такой признак, как …

  • Порядковый номер.

Выберем форму для нашей модели (её внешний вид). Ваши предложения … (ответы детей)

Самый удобный и наглядный способ создать таблицу. (Приложение 1, слайд 4)

Какое программное обеспечение мы для этого можем выбрать? (ответы детей)

У вас 10 минут для того, чтобы создать табличную информационную модель видеотеки, состоящую из 5-8 фильмов. Программу для реализации этой модели вы выбираете сами. Если вы не помните имена режиссеров и исполнителей главных ролей, то можете написать вымышленные имена.

Здоровьесбережение!!! При работе за компьютером не забывайте, что спина должна быть прямой, не облокачивайтесь на стол, …

Итак, за 10 минут мы получили информационную модель, в которой упорядочено хранятся данные о фильмах, обладающих одинаковым набором свойств. Такая информационная модель называется “базой данных” (слайд 5). Информация об одном объекте из таблицы называется записью, а каждое свойство этого объекта – полем.

В одном из полей всегда содержится уникальная для каждой записи этой таблицы информация. Такое поле будет называться ключевым.

В нашей базе данных какое поле является ключевым?

Сегодня вы создали базу данных, состоящую из 5-8 записей. Теперь представьте себе, что вы владелец киоска, торгующего видеопродукцией, и ваша база данных будет состоять из нескольких сотен записей. Вам необходимо будет найти все объекты. Обладающие общим свойством: например фильмы режиссера Спилберга. Сможем ли мы быстро выполнить поиск таких фильмов в тех программах, в которых вы создали свои базы данных?

Удобно ли это делать?

Давайте вспомним, как осуществляется поиск информации в Word-e, Excel-e. (вывод: не всегда такой поиск удобен)

Для облегчения создания, поиска и хранения баз данных существует специальное программное обеспечение, которое называется СУБД. (Приложение1, слайд 6)

2. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием БД и ее структурой, системой управления базы данных, и создали часть базы данных “видеотека”. На вопрос “как вы усвоили этот материал” нам ответит тест. (Приложение 1, слайд 7)

3. Контроль знаний.

На рабочем столе находится файл введение в БД.exe (Приложение 2) [2] – это электронный тест, и сразу после прохождения его вы увидите свои оценки (после прохождения теста в месте его расположения, в нашем случае на рабочем столе, создается файл Results.txt в котором сохраняется отчет о прохождении теста).

4. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам (Приложение 1, слайд 8) прочитать §11.1.1 стр. 379-382 [1] и создайте базу данных (одну по выбору) в тетради:

  1. видеофильмов
  2. книг
  3. аудиодисков
  4. компьютерных дисков.

Литература

  1. Угринович Н. “Информатика и информационные технологии 10-11”, БОНОМ, 2006 г.
  2. Файл теста создан при помощи бесплатной программы КТСNet2 (http:\\www.soft-5ye.com)