Анализ текста В.П. Астафьева "Постскриптум" как основной вид работы при подготовке к экзаменам

Разделы: Русский язык


Цели:

  • совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, в частности умение проводить частичный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения;
  • формирование навыков выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;
  • воспитание субъектности.

Оборудование:

  • В.А.Моцарт “Сороковая симфония”;
  • презентация по В.П.Астафьеву;
  • толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой;
  • учебный словарь Н.Г.Фроловой, М.Г.Фролова “Латынь вокруг нас”.

Примерное содержание урока.

1. Самоопределение (цели и задачи: осмыслить авторский замысел, определить тему, идею, стиль, жанр, языковые средства выразительности, вычленить типологическую структуру текста и озаглавить данную прозаическую миниатюру).

2. Представление презентации по В.П.Астафьеву (работа подготовлена группой ребят заранее). Акцентно-смысловое чтение текста № 43 из сборника текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы.

3. Начальный этап герменевтического анализа текста.

Письменное изложение своего понимания темы и идеи предложенного текста, озвучивание на класс.

Тема: бездушное отношение людей к классической музыке, к искусству, неразвитость души человеческой, и как следствие – способность человека совершать “постыдные поступки”. Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве ответственности в поведении, “в поступках ближних и дальних”. Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

На предложенный вопрос “Какое впечатление произвёл на вас текст?”, следуют ответы: горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?”.

4. Групповая работа по карточкам-заданиям. Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей? Как выстраивает автор текст, чтобы донести свою сокровенную мысль?

Эти вопросы являются общими для всех групп, но каждая имеет и индивидуальные задания (см. Приложение 1).

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур.

(Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание. Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: “Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”. О своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках автор рассказывает, используя повествование (в детдоме, однажды, много лет спустя), к описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, “славной, на муравьишку похожей”. На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы(художественная публицистика. По жанру – это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора.

Из изобразительных средств в целях усиления выразительности Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”), инверсии (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”), градации (“покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”), антитезе (музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам), лексическим повторам (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали…. С возмущениями, выкриками, бранью покидали…”). В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.). Кроме того, миниатюра содержит окказионализмы: “сколоченные подрядно”, “непохожестью”.

Текст пронизан жёсткой иронией: автор осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”.

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы, поэтому создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”. Кстати, сравнение с муравьишкой не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая. Зная, с какой публикой приходится работать, музыканты прилагают невероятные усилия, чтобы достучаться до слушателей: “терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”. Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. “…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал? В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”. Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек). Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? (“Постскриптума в жизни не бывает”, или “Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге “Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: “Окно”, “Кладбище”, “Видение”. “Предел”, “Страх”, “Заклятье”, “Музыка”, “Вздох”…).

6. Словарная работа.

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

- А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского “Старый повар” звучит под аккомпанемент “Сороковой симфонии” Моцарта). Подумайте, что объединяет данный текст с “Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, “зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смерть ему хочется узнать имя Мастера: “Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать ..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной “не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – “Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

9. Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (письменные ответы на вопросы: “Как вы относитесь к классической музыке?”, “Какие размышления вызывает у вас тест Астафьева?”