Русский язык в 4-м классе. Тема: "Правописание суффиксов глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать у детей умение различать глагольные суффиксы -ова,-ева,-ива,-ыва, повторить разборы;
  • развивать у учащихся умение выделять главное, мыслить логически, развивать интерес к предмету;
  • воспитывать учебную активность, дружелюбные отношения в ученическом коллективе.

Оборудование:

  • карточки со словами: беседовать, горевать, рассказывать, постукивать;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Проверим готовность к уроку. Все готовы. Хорошо.

II. Чистописание.

Запись на доске:

__________________

__ Иы ____ Ое _____

_ ова, ева, ыва, ива _

У. Начинаем урок с минутки чистописания. Работаем с первой строкой. До середины строки прописываем заглавную букву И и строчную ы, 2-ую половину строки заглавную О и строчную е. Обратите внимание на соединение. На второй строке пропишем сочетание ова, ева, ыва, ива по одному разу.

III. Проверка домашнего задания.

У. А сейчас проверим домашнее задание. Поднимите руку, кому легко было выполнить это трудное задание (написано задание за доской).

Ученик работает за доской.

У. Давайте проверим как с этим заданием справился Рома.

Д. Проверяют, ищут ошибки.

У. Какой глагол вызвал затруднение при написании окончания.

Д. Глагол дышишь.

У. Почему?

Д. Безударные окончания, а у остальных ударные.

У. К какому спряжению относится этот глагол.

Д. Глагол 2 спряжения, глагол исключение.

IV. Разборы.

У доски работают 3 ученика. Остальные выполняют задание в тетради.

У. А теперь повторим некоторые разборы.

Фонетический разбор

Морфологический разбор глагола

Синтаксический анализ предложения.

У. Давайте проверим фонетический разбор.

Д. Проговаривает. Оценивание учащегося.

У. Проверим морфологический разбор глагола. Какие глаголы относятся к I спр.? II спр.?

Оценивание учащегося.

У. Правильно. Необходимо знать систему личных окончаний глаголов.

У. Проверим предложение.

Дети проводят физкультминутку.

Сидя, выпрямили спинки
И следите все за мной
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
А теперь разъединили
И опять соединили
Повторяем десять раз:
Раз, два, три…
Ускоряем мой показ.
Молодцы не поленились,
Аплодисменты получились.

V. Работа по основной теме урока.

У. Сегодня продолжаем работать с глаголами. На уроке должны научиться писать глагольные суффиксы.

Показ на запись на доске

Проговариваем.

Для начала давайте понаблюдаем над глаголами и подумаем в какой форме они записаны.

На доске карточки.

У. Прочитайте глаголы. Ответь на мой вопрос.

Появляется таблица

При помощи каких суффиксах образованы эти глаголы?

Дети говорят, я выделяю на доске

VI. Работа по учебнику.

А теперь откройте учебник на стр. 118.

Прочитайте правило про себя.

Физкультминутка.

У. А сейчас выполняем упр. № 2.

Что нужно знать и помнить, чтобы писать без ошибок?

Д. Выполнить схему к нашему правилу.

У. Прочитайте правило про себя. Как будем выполнять?

Д. Списывать, вставлять буквы в слова, выделять суффиксы.

У. Работаем по цепочке.

Устно объясняем, в тетради записываем, только то слово, в котором пропущена буква или самим нужно образовать слово.

Каждый ученик объясняет.

Д. Поглядывать. Суффикс в форме 1 лица ед. числа сохраняется неизменным.

Выделяю суффикс .

VII. Самостоятельная работа.

Найдите упр. № 3.

Прочитайте задание.

Нам нужно с вами образовать

Работать будем по вариантам.

I в. Будет выписывать слова с суффиксами

II в.

У доски работают два ученика по вариантам.

Остальные выполняют задание в тетради.

Проверка.

Дети выполняют вывод, отвечая на проблемный вопрос.

У. Какие слова вы не выписали? Почему?

На доске таблица, опираясь на которую учащиеся самостоятельно подводят итог урока.

VIII. Инструктаж по домашнему заданию.

Найдите на стр. 119 упр.№5.

Это упражнение будет домашним.

Учебники и тетради закрыли.

Вернуться к минутке чистописания.

Итак показываю на запись на доске.

Когда пишется ова, ева, ыва, ива?

У. Кому было трудно на уроке? Кому легко?

Кто запомнил правило? Поднимите руку.

А теперь потренируемся!

А теперь от глагола образуйте глаголы настоящего времени 1 л. ед.ч.

Появляется таблица

Открываю слова:

У. Давайте изменим форму слова.

  • Я беседую;
  • Ты беседуешь.

Какой будет суффикс?

Какие суффиксы в этих словах?

Давайте изменим.

У. Какую особенность заметили?

Когда будете писать суффиксы ?

Когда будете писать суффиксы ?

Появляется таблица.

IX. Итог урока.

Итак, сегодня вы сами составили правило о написании суффиксов

Давайте сравним его с правилом в учебнике. Все ли правильно мы сделали?

Значит урок получился.

Всех благодарю за работу.