"Я и мой мир", 1-й класс. Тема: "Зимующие птицы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей в природе, разнообразия окружающего мира.
  2. Формирование экологической грамотности.
  3. Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы.
  4. Воспитывать пытливость ума, интерес к окружаюему миру.

Оборудование: картинки живой и неживой природы; картина деревенской природы.

Ход урока 

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Повторение изученного

Бродит осень по дорогам. Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть.

Беседа: Вот и к нам заглянула осень. Назовите приметы осени. Посмотрите какие приметы она нам оставила. Рассмотрите рисунки. Скажите, что у них общего. Что их объединяет?

Дети: Это природа.

Учитель: На какие группы можно разделить рисунки?

Дети: Живая и неживая природа.

Учитель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся солнце, туча, Дождь.

Учитель: Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Дни стали короче. Солнце высоко не поднимается. Стало холоднее. Небо часто затянуто тучами. Часто идут дожди. Утром бывает иней. Замерзают лужи. Бывают частые туманы.

Учитель: Рассмотрите оставшиеся рисунки. На какие группы можно разделить предметы живой природы?

Дети: Растения и животные.

Учитель: Какие изменения произошли в жизни растений?

Дети: Листья пожелтели, стали опадать. Пожелтела и пожухла трава. Растения распространяют семена по земле, чтобы на следующий год возродились растения.

Учитель: Какие изменения произошли в жизни насекомых?

Дети: Насекомые попрятались в щели, под кору и уснули на зиму.

Взрослые насекомые отложили яйца для потомства. Многие насекомые погибли.

Учитель: Почему насекомые попрятались на зиму?

Дети: Наступает зима. Придут сильные морозы. Насекомым нечем питаться. Им холодно. Их кровь не греет. Они хладнокровные животные.

Учитель: Что изменилось в жизни птиц?

Дети: Корма для птиц стало мало, поэтому они улетают на юг. Такие птицы называются перелетными. Первыми улетают насекомоядные птицы, а потом растительноядные.

Самыми первыми улетают стрижи.

Учитель: Как называются птицы, которые улетают на юг?

Дети: Перелетные.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Все ли птицы улетают на юг? Какие птицы у нас живут и зимой, и летом?

Дети: И зимой, и летом у нас живут воробьи, сороки, галки, голуби, рябчики, тетерева.

Учитель: Птицы, которые живут в наших краях зимой и летом называются оседлые.

(На доске написано ОСЕДЛЫЕ).

Учитель: Прочитайте название этой группы птиц. Почему их так называют?

Дети: Птицы живут на одном месте, осели в наших краях.

Учитель: А каких птиц у нас можно увидеть поздней осенью, зимой?

Дети: Зимой у нас можно встретить снегирей, свиристелей, чечеток.

Учитель: Эти птицы летом живут в северных лесах, а осенью прилетают к нам зимовать.

Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ (Чтение на доске название этих птиц КОЧУЮЩИЕ, ЗИМУЮЩИЕ).

Читаем название.

- Почему их так называют?

Дети: Птицы зимуют в наших краях.

Учитель: Почему зимующим птицам зима не страшна?

Дети: Эти птицы находят зимой себе корм. Они клюют ягоды, находят насекомых..

Учитель: Как называют насекомых, которые клюют и насекомых, и растения

Дети: Всеядные.

Учитель: Послушайте стихотворение о зимующих птицах. Запомните названия этих птиц.

Дети:

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел громко крикнет,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

(На доске написаны названия этих птиц: Поползень, синица, чечетка, снегирь, дятел, чиж, чечетка, снегирь ,дятел, чиж, щегол, щур).

Учитель: Каких птиц вы запомнили? Прочитайте названия этих птиц.

Учитель: Прочитайте как готовятся птицы к зиме.

(Зимой птицам приходится трудно, поэтому они готовятся к ней, каждый по-своему

Дети: Сойка – большая охотница до желудей. Она не только их ест,но запасает впрок на зиму. Наберет полон рот, а потом слетит на землю и засунет свою ношу в щелку под корни дерева, в трещину или другое местечко. Не только сойка, но и многие другие птицы делают запасы на зиму.

Учитель: А сейчас послушайте разговор воробья и куропатки и подумайте, как они готовятся к зиме.

И н с ц е н и р о в к а

- Ах, воробей, ты к зиме тоже вылинял?

- Ничего я не вылинял! Это вы, куропатки, зимние шубки понадевали. А я житель городской, круглый год в димесезонном пальто прыгаю.

- Ты же был пестреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал!

- Это у меня на перышках светлая каемочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел.

- И всегда таким будешь?

- Как бы не так? За зиму перышки обтреплются, укоротятся, и к весне опять стану пестреньким!

Учитель: Как эти птицы готовятся к зиме?

Дети: Птицы меняют окраску, наращивают пух.

Учитель: Вот какой разговор произошел в лесу между сорокой и тетеревом. Послушайте, как сорока к зиме готовится.

ФОНОГРАМма

- Здравствуй, сорока! Ты куда летишь?

- В деревню, милок, в деревню!

- А зачем?

- Голодно в лесу стало, а в деревне можно корм найти. Где корочку найду, где зернышко стяну. Я птица не гордая.

Учитель: Как птицы готовятся к зиме?

Дети: Они прилетают к жилью людей.

Учитель: А мы можем помочь птицам?

Дети: Зимой птиц нужно подкармливать. Нужно делать кормушки.

Учитель: Посмотрите семена (даны на тарелочках, на каждом столе, у каждой группы).

- Рассмотрите семена.

- Какие семена вам знакомы?

Дети: Подсолнечника, пшена, арбуза, тыквы.

Учитель: Семена подсолнечника клюют все птицы. Синицы клюют все семена. Воробьи клюют семена пшена и тыквы. Поползни клюют семена арбуза и тыквы.

Учитель: Какие семена не будут клевать воробьи?

Дети: Семена арбуза.

Учитель: Какие семена не будут клевать поползни?

Дети: Семена пшена.

Учитель: Мало приготовить семена, нужно еще сделать удобные для птиц кормушки. Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике.

Учитель: Беседа об особенностях птиц. Все птицы разные. У каждой птице свой характер.

Иногда с птицами сравнивают людей. Прочитайте начало фразы и закончите е

“Болтливый, как………..сорока”

“Задира, как…………….воробей”

“Пугливый, как…………синица”

Отгадайте загадку:

Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!

Ученик: У дятла длинный, липкий, с твердыми зазубринками язык. Им дятел достает насекомых.

Учитель: Некоторые птицы совершают дальние перелеты. Каждую осень они улетают в теплые места, туда, где много пищи некоторые птицы летят днем, другие ночью.

Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. Полярные крачки делают самые дальние перелеты.Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктику, а потом обратно.

V. Подведение итогов

Учитель читает некоторые утверждения о птицах. Дети либо соглашаются , либо нет.Если ученик не знает верного ответа он рисует соответствующий знак.

- У всех птиц есть перья;

- Все птицы умеют летать;

- Если животное большое, - это зверь;

- Летучая мышь – это птица;

- Кит – это большая рыба;

- Тело зверей покрыто шерстью;

- Крокодил – это зверь;

- Кошка и мышка относятся к одной группе животных. Это звери.

И т.д.