Сказочный мир театра

Разделы: Работа с дошкольниками


Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть? Ну что ж, предлагаем поиграть в сказку, и, надеемся, тебе, малыш, это принесет радость.

Выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? Конечно, нет. А вот ребенок убежден, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо, остается только эту палочку найти, ведь в ее существовании малыш даже не сомневается; просто лежит где-то, и никто не догадывается, что палочка-то волшебная, и проходят мимо своего счастья.

Мы взрослые, говоря о “сказочном мире детства”, ошибочно полагаем, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе да радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти: трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло будет наказано.

Педагоги и психологи подтверждают существование особого психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого человека мышления ребенок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а заяц будет держать в лапах неправдоподобно огромную морковку. Ребенок не видит в этом ничего неправильного, это соответствует его видению мира.

Итак, сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Возьмите на себя любую из этих ролей, и вы тоже станете волшебником! Это в ваших силах! Стоит только взмахнуть волшебным платком, и все вокруг преобразится: оживет сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, все озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.

В созданной нами волшебной стране появятся образы доброго и простодушного Мишки, хитрой Лисы и робкого Зайчика, озорного и веселого Петрушки. И все они обязательно подружатся между собой, ведь в сказке не может быть иначе.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка-дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной для них форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Сказочные представления в театре вводят ребенка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

В своей работе с детьми уже в младшем дошкольном возрасте знакомим со многими русскими народными сказками. Это знакомство происходит и на страницах книг, и при просмотре мультфильмов, сказок-экранизаций. А также предоставляем детям еще одну возможность познакомиться поближе и искренне полюбить такие близкие и важные для них сказки - через театр. Маленьким актерам и юным зрителям еще роднее станут “Теремок”, “Козлята и волк”, “Колобок”, “Петух и бобок”, “Заюшкина избушка” и многие другие сказки.

Каждый день, используя в работе чтение художественной литературы, чтение сочетаем с мимикой. Кроме того, стихи используем ежедневно при общении с детьми. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью используем перчаточный театр игрушек, одновременно создаём зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности и игры. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста показываем детям спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены ... на одной или двух руках. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных кукол разыгрываем различные сценки на злободневные темы, используем их в качестве смешных помощников на занятиях, ставим различные спектакли и даже эстрадные номера.

Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться. Принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть “букой”. Все, что может испытывать ребенок, может выражать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Надеваю куклу на руку - и в жизнь входит сказка.

Возможности этих кукол безграничны. В самом маленьком возрасте используем простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей.

Мы с удовольствием показываем спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории.

Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает “говорящую” куклу как живое, одушевленное существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально.

Читая стихотворные тексты, подключаем по возможности детей к игре. Они активно участвуют в диалоге с взрослым, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Сначала ребенок видит маленький спектакль в руках воспитателя, а затем появляется желание взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом.

Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Ежедневно в своей работе включаем театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный - станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться, встать на место другого человека.

Игры драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывaeт историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку.

Некоторые упражнения с детьми начинаем проводить с младшей группы. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как воспитатель вводит персонажей, как говорит, действует за них. И предлагает им поиграть так же. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложняем упражнение - дети по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же - за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позволяем это сделать всем. Но прежде объявляем конкурс - кто лучше? Победителю - аплодисменты.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обращаем их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешаем попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекаем внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Называя сказку, дети угадывают, за какую девочку или за какого медведя говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Часто используем подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: "здравствуйте" (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); “до свидания" (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); "дай" (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); "возьми" (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.

Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы непосредственно включаем в описание сюжетов игр. Наша задача - найти новые, более интересные и совершенные.

Реализация поставленных задач осуществляется в повседневной жизни детей. Занятия и упражнения проводятся в индивидуальной или подгрупповой форме. Отработанные сценки или постановки представляются группе детей в праздничной форме. Такие развлечения стали в нашей группе, настоящей традицией дети с нетерпением ждут все новых сказок, разыгранных с использованием перчаточных кукол воспитателем и детьми.

Следует указать на то, что именно перчаточный театр наиболее доступен детям. Ребенку младшего дошкольного возраста гораздо проще управлять куклой на своей руке, нежели войти в образ героя, надев на себя костюм. Перчатки при малейшем движении пальцев тут же превращается в настоящую куклу, начинает двигаться и жить в руках ребенка. В результате систематических тренировок ребенок осваивает технику вождения, как перчаточных кукол, так и героев пальчикового театра. В нашей группе нет ни одного ребенка, коры бы не проявлял интерес к данному виду театра. Все дети с особым желанием участвуют в различных постановках.

Сложнее всего детям даются движения сразу нескольких пальцев рук, так как мелкая моторика малышей еще не совершенна. С этой целью ежедневно используем специальные пальчиковые упражнения, которые собраны в альбом вместе с речевым дополнительным материалом. В результате этого к концу года мускулатура детей окрепла, и куклы движутся свободно. Речь детей стала более внятной и выразительной. Большинство малышей научились управлять тембром голоса, его высотой.

Опыт работы показал, что большие по объему сценарии театрализованных постановок, трудно даются детям. Поэтому нами собран и систематизирован материал с различными сценариями.

Насколько было удивление родителей, когда на одном из совместных мероприятий они увидели своих раскрепощенных, эмоциональных малышей. Следует отметить, что в работе с родителями часто используем папки-передвижки, листовки, консультации, темой которых являются перчаточные куклы.

В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.

Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что взрослый обязательно выслушает и примет предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.

Дети часто удивляют своей находчивостью. Решения принимают быстро и с легкостью.

Работу по ознакомлению детей со сказкой осуществляется систематически и целенаправленно.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей со сказками;
  • научить различным способам кукловождения перчаточных кукол.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность;
  • развитие речи, интонации;
  • развитие творческих способностей детей, умение импровизировать.

Воспитательные:

  • воспитывать умения детей действовать в коллективе;
  • пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо чувствовать, сопереживать;
  • раскрепощать каждого ребенка.

При ознакомлении детей с новыми перчаточными куклами использую художественное слово, которое собрано в работе.

Таким образом, использование перчаточных кукол при ознакомлении младших дошкольников со сказкой позволяет в значительной степени повысит интерес к разным видам театра и художественным произведениям, развить мелкую моторику ребенка, его артистические способности, выразительность речи и умение импровизировать, подготовить к дальнейшей театральной деятельности дошкольников. Знания и умения, полученные детьми в результате проведенной работы, позволяет в дальнейшем свободно играть любую роль в театральных постановках.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4