Классный час на тему "Золотые ключики к сердцам"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • формировать нравственные знания;
  • развивать у детей чувство товари щества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
  • воспитание стремления совершать добрые дела;
  • развитие самооценки.

Оборудование.

  • запись пословиц о доброте, скромности, дружбе:
    • “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”,
    • “Не одежда красит человека, а его добрые дела”,
    • “Спешите делать добро” и др.;
  • изображения сердец и золотых ключиков;
  • карточки с “золотыми” словами;
  • весы;
  • карточки с “добрыми” и “злыми” словами; лист ватмана;
  • цветная бумага.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Учитель.

Итак, друзья, внимание –
Ведь позвенел звонок.
Садитесь по-удобнее?
Начнём скорей урок!

2. Объявление темы классного часа.

На доске – “закрытые” сердца, на них “золотые” ключики.

Учитель. Прочитайте тему нашего классного часа. (Дети читают.)

– Сегодня мы не только узнаем о том, что это за ключики, которые открывают все сердца, но и о том, что дороже золота.

3. Беседа по теме классного часа.

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце — доброта.

– Что такое добро? (Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, мама, весна, улыбка, солнце, учитель, …. .

Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им. (Ученики читают стихотворение Николаенко “Доброта”.)

Ученик.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера.

Ученица.

И откуда спросишь, ты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это — мама, мама, мама!!!

Учитель. Мама — мир подарила, жизнь подарила тебе и мне! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. А как вы заботитесь о своей маме? (Дети рассказывают о своих отношениях со своими мамами.)

На доске надписи:

  • “Добра и зла исток — в душе у нас, а не во сне” (Китайская мудрость)
  • “Не одежда красит человека, а его добрые дела”,
  • “Скромность украшает человека”,
  • “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.

Учитель. Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц. (Рассуждения детей)

— Какого же человека можно назвать добрым?

Дети. Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили? (Ответы учащихся).

— Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

Ученица.

И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Учитель. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

Ученик.

Понять и исполнить
Желание другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!

Ученица. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Учитель. Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

— А на кого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Много славных дел ждёт нас, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми — добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радует людей и делают их стойкими и весёлыми.

“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”. (Священное Писание)

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;
  • приятель в компании беззастенчиво врёт;
  • родители несправедливо сердятся;
  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? Вежливым человек должен быть определённое время, или он всегда и везде должен быть вежливым?

Дети. Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

(Ученики исполняют частушки Георгия Ладонщикова.)

Ученик.

В поезд входят три юнната:
“Уж народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!”

Ученица.

Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать.
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.

Ученик.

А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Ученик.

Витя очень умный мальчик,
Может всё он смастерить.
Только “здравствуй” и
“Спасибо” не умеет говорить.

Ученик. А знаете и вы вежливые слова? Какие именно?

Дети. Здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, простите и т.д.

Учитель. Молодцы! Теперь я хочу прочитать стихотворение, начало читаю я, а вы заканчиваете.

— Растёт даже ледяная глыба, от слова тёплого ….

Дети. Спасибо.

Учитель. — Зазеленеет старый пень, когда услышит ……

Дети. Добрый день.

Учитель. — Если больше есть мы не в силах, скажем маме мы …

Дети. Спасибо.

Учитель. — Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече ….

Дети. Здравствуйте!

Учитель. — Когда нас бранят за шалости, говорят ….

Дети. Простите, пожалуйста!

Учитель. — И во Франции, и в Дании на прощание говорят …

Дети. До свидания!

Учитель. — Что за слова вы добавляли?

Дети. Вежливые слова.

Ученик читает стихотворение Антонова “Вежлив Витя или нет?”

Ученик.

Малыша обидел Витя.
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я, ошибку признаю!”
На урок пришёл учитель,
Пожил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я, немного опоздал!”
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Учитель. — Как вы ответите на вопрос, прозвучавший в стихотворении?

Дети. Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести.

Учитель. — Какого человека можно назвать честным и справедливым?

Дети. Который не обманывает.

Учитель. — У какого человека больше друзей: у честного или того, кто часто обманывает?

Дети. У честного человека должно быть больше.

Учитель. — Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Ответы учащихся.)

Учитель. — Прочитайте две пословицы, которые я выбрала для урока. (На доске)

  • “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.
  • “Старый друг лучше новых двух”.

— Как вы понимаете их смысл? (Ответы учеников.)

Учитель. Поработав немного, давайте поиграем в игру “Волшебный круг”

(Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, слушают своё дыхание и дыхание соседа, ощущают прикосновение рук. После рассказывают о своих ощущениях.)

Учитель. — Продолжаем наши игры.

Игра 1: “Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей мамы (одноклассника).

Игра 2: Закончите предложение. “Я могу простить другого человека, если ….”, “Мне было одиноко, когда ….”, “Я раздражаюсь, если …”, “Я страдаю, когда ….”.

Игра 3: Устное размышление.

1) “Откажешься ли ты от игрушки или от развлечения в пользу своего друга?”;

2) “Всегда ли красивый человек - добрый?”;

3) “Что важнее: сопереживать или порадоваться?”

Игра 4: Закройте глаза, представьте, что сострадание, любовь — это цветы. Расскажите, какого они цвета, какие у них лепестки.

Если бы лепестки были волшебные, какие желания вы хотели бы загадать?

Игра 5: Вы превратились в маленького беззащитного муравьишку и ползёте по камню. Какая поверхность у камня: гладкая или шершавая, тёплая или холодная? Почему муравьишка чувствует себя беззащитным? Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель. — Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

— Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

Учитель. — Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.

Учитель. — Ребята, как мы назовём эту картину?

Дети. “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло” и т.д

Учитель. — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Дети. Делать добро очень приятно и радостно.

Учитель. — Ребята! Так, что же это за золотые ключики, которые открывают все сердца?

Дети называют волшебные слова, и ключики открывают сердца.

На доске:

  • Улыбка
  • Скромность
  • Доброта
  • Милосердие
  • Честность
  • Дружелюбие
  • Вежливость

Учитель. — Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”, постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро — это здорово!

— Возьмёмся за руки, друзья, и вместе споём песню!

(Дети исполняют песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”)