Презентация проекта "Экскурсия по Лондону" в 6-м классе

Разделы: Иностранные языки


Использование методов проектов на уроках иностранного языка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей мотивации учащихся. C одной стороны, подготовка проекта - это командная работа, которая способствует кооперации, формирует навыки выработки совместных решений, а с другой стороны, в ней учитываются индивидуальные особенности учащихся, поскольку каждый ученик в рамках общей темы выбирает себе род деятельности, который его больше интересует, в котором он может максимально раскрыться.

Проекты страноведческого характера позволяют не только расширить кругозор учащихся, увязать в единую систему знания, полученные на уроках географии, литературы, истории, но и научить их ориентироваться в социокультурной сфере страны изучаемого языка, понимать разницу между речевым поведением россиян и британцев.

Одной из наиболее привлекательных для детей форм проекта является ролевая игра. Ролевую игру можно считать компонентом широко известного метода погружения, особенно модного в 70-е годы. Методика заключается в том, что ребенок переносится в мир изучаемого языка, ощущая себя другим человеком, придумывает себе биографию, меняет привычную манеру поведения в соответствии с британскими культурными традициями. На уроке происходит моделирование реальных бытовых ситуаций, и ученик решает поставленные перед ним социальные, эмоциональные и другие задачи в соответствии со своим новым имиджем.

Проект “Экскурсия по Лондону” является первой частью трехгодичного проекта “Путешествие по Соединенному Королевству”. В седьмом классе ученики работают над темой “Путешествие по Англии и Шотландии” (см. статью Презентация проекта “Tour around England and Scotland” в 7-м классе, опубликованную в материалах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”2006/2007), а в восьмом – “Путешествие по Ирландии и Уэльсу”.

Смысл игры заключается в том, что ребенок из России приезжает в Лондон к своему другу по переписке. Вся игра разделена на небольшие сценки, связанные между собой единой сюжетной линией:

  1. Встреча друзей
  2. В туристическом агентстве
  3. Автобусная экскурсия по Лондону
  4. В кафе
  5. В сувенирном магазине

Кроме того, в общий сюжет вкраплены мини-сценки “спроси дорогу”, а именно – когда ребята решают пойти в сувенирный магазин, а затем в кафе, они спрашивают дорогу у случайного прохожего. Это делается для того, чтобы абсолютно все ученики приняли участие в игре, а роли прохожих играют дети, которым не хватило “основных” ролей.

В этом возрасте (11-12 лет) детям для успешного вживания в роль и усвоения материала необходимо подвести игру как можно ближе к реальности – дети должны быть одеты в костюмы (официант в кафе, экскурсовод и т.д.), кроме того, требуются различные атрибуты, соответствующие определенной сценке. Так, для диалога в туристическом агентстве создается характерная для Англии атмосфера information office – наличие множества рекламных брошюр, журналов с красивыми фотографиями, сувениров и т.д. Для сценки в сувенирном магазине необходим специфический набор товаров – открытки, путеводители, футболки, ручки, кепки, кружки с английской символикой и, конечно, значки. Все это позволяет ребенку успешнее вживаться в роль и максимально раскрывать свой творческий потенциал.

Цели и задачи урока:

  • Обучающие: обобщение социо-культурных знаний о стране изучаемого языка, активизация лексических единиц, изучение новых речевых оборотов и разговорных клише, тренировка коммуникативных навыков, совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
  • Развивающие: развитие воображения, фантазии, расширение кругозора, развитие языковой интуиции, речевых навыков и умений, способности к коллективной работе.
  • Воспитательные: воспитание интереса к культуре и традициям страны изучаемого языка.

Подготовка к уроку

1. Ознакомление детей с основными достопримечательностями Лондона, а именно:

  1. Trafalgar Square
  2. Westminster Abbey
  3. Buckingham Palace, Changing of the Guard
  4. Big Ben
  5. St. Paul’s Cathedral
  6. The Houses of Parliament
  7. Piccadilly Circus
  8. The Tower of London
  9. Parks of London
  10. Tower Bridge

На этом этапе ученики получают сведения исторического, географического, литературного и культурного характера. Смотрят фильм о Лондоне, осваивают большой объем новой лексики и выучивают наизусть экскурсию по Лондону, за основу которой берется материал, представленный в учебнике Happy English (авторы – Т.Клементьева, Б.Монк).

2. Подготовка отдельных сценок. Для успешного проведения ролевой игры ученикам необходимо проиграть все сценки, выучив диалоги наизусть, но в процессе самой игры они пользуются только определенными разговорными клише и строят конкретный диалог по своему усмотрению. Так в сценке “в сувенирном магазине” ученики начинают разговор с формул вежливости, используют все разговорные клише, характерные для этой ситуации, но покупки делают в соответствии со своими предпочтениями, а, следовательно, и продавец вынужден перестраиваться в ценах и окончательном расчете. Это создает элемент непредсказуемости, позволяет глубже усвоить материал и представляет больший интерес для детей, чем простое выучивание диалога наизусть.

3. Организационная. Распределение ролей, подготовка костюмов, сбор различных атрибутов.

4. Практика в тренировке отдельных навыков – умения вести себя в соответствии со своей ролью, четко и громко говорить, держаться лицом к залу, быстро реагировать на реплики собеседника в диалоге. Ученики, которые исполняют роль гидов и ведут экскурсию, учатся говорить неторопливо, делая паузы на осмотр достопримечательности. Кроме того, поскольку во время или в конце экскурсии туристы задают вопросы, им необходимо уметь быстро на них реагировать и уметь вести неподготовленный диалог.

5. Репетиции отдельных сценок в различных вариантах. Так, например, диалог “спроси дорогу” строится с опорой на пройденный в 4-м – 5-м классaх материал, имеет большое количество вариантов развития, и, по-возможности, их надо проиграть, чтобы дети, которым достанутся эти роли, не растерялись и были готовы к любому течению разговора.

6. Завершение подготовительного этапа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Hello, dear students! Today’s project which is going to be in a form of a role-play is called “Excursion around London”. We have been training hard in preparation for this day. You have learnt a lot about London’s sights, its history and traditions. Everybody has his role and I hope you will enjoy the lesson.

2. Ролевая игра

Встреча друзей (Саша приезжает в Лондон к своему другу по переписке)

Sasha: Hello, Mike. I’m glad to see you. This is great! I have heard and read so much about London. I’ve always wanted to visit it.

Mike: Hello Sasha. I’m also glad to see you here, in London. There are very many places of interest and I don’t actually know with what to start.

Sasha: I would like to see Trafalgar Square, the Tower, St. Paul’s Cathedral, and many other sights.

Mike: Well, why don’t we go to the Tourist Information Office to get some ideas what we should see?

В туристическом агентстве

Mike: Hello, could you give us some information about London’s most famous sights?

Information Officer: What have you already seen in London?

Sasha: We haven’t seen anything yet. I have only just come from Russia.

Information Officer: Have a look at the leaflets over there and take what you like.

Sasha: Let’s start with a London sightseeing tour on a double-decker bus.

Mike: Sounds interesting. Let’s go to Trafalgar square. The tour starts from there.

3) Автобусная экскурсия (3-4 ученика исполняют роли гидов и ведут экскурсию по основным достопримечательностям Лондона, затем отвечают на вопросы туристов)

 Sasha: The excursion was very interesting. I have learnt a lot about the city. But now I’m a bit hungry, and you?

Mike: Me, too. What about going to the cafe? There must be some cafe near here.

Диалог с прохожим

Mike: Sorry, we are looking for a place where we can have some snack. Is there any cafe not far from here?

Passerby: Sure! (вариант ответа) Go down the street, turn left, cross the road and you will see the cafe next to the bank.

Sasha: Thank you, good bye.

В кафе

Sasha: Where shall we sit?

Mike: Let’s sit over there near the window

Waiter: Can I help you?

Mike: Yes, could you show us the menu, please?

Waiter: Certainly. Here it is. Are you ready to order?

Mike. Yes, (варианты), we’ll have fish and chips, please.

Waiter: Anything else?

Sasha: Yes, please. (варианты). An apple pie and a vanilla ice-cream.

Waiter: What will you have to drink?

Mike: (варианты) I’ll have a strawberry milkshake.

Sasha: (варианты) I’ll have an orange juice.

Mike: How do you like fish and chips?

Sasha: It’s great. It’s really delicious

Mike: How about the juice?

Sasha: It’s very nice too, thank you.

Waiter: Here is your bill. That’ll be (варианты) 5 pounds. Thank you.

Mike, Sasha: Thank you, good bye.

Sasha: You see, I would like to buy some presents for my family and friends. Is it possible?

Mike: Sure. Let’s go to the souvenir shop.

Диалог с прохожим

Mike: Excuse me. Is there any souvenir shop?

Passerby: (варианты) Of course, there are a lot of them. You should go along the street as long as the book shop, then turn left and you’ll see the souvenir shop opposite the bus stop.

Mike Thank you.

В сувенирном магазине

Shop assistant (SA): Hello! Can I help you?

Mike:Yes, we’d like to buy some souvenirs.

SA: Well, there are a lot.

Sasha: Could you show me one of (варианты) these T-shirts?

SA: Here is a nice one

Sasha: Oh, it’s very beautiful, but not my size.

Mike: Can I see (варианты) these fine postcards?

SA: Sure, here you are.

Sasha: And I’d like to buy (варианты) this wonderful mug for my mum and some badges.

Mike: OK. We’ll take 3 postcards, a mug and five badges. How much is it?

SA: Postcards are (варианты) 50 pence each and a mug is 2 pounds, the badges are one pound each, eight pounds fifty pence altogether. And here is the bag.

Mike, Sasha: Thank you very much, goodbye.

Sasha: It was a wonderful day. I enjoyed it very much. Thank you.

Mike: Yes, I liked it too. Let’s think about the plans for tomorrow.

3. Мини-викторина

Варианты вопросов:

  1. What colour are the London taxis? (black)
  2. What colour are the telephone boxes? (red)
  3. What colour are the post-office boxes? (red)
  4. Who is the architect of St.Paul’s Cathedral? (Sir Christopher Wren)
  5. Where can you see the Poet’s corner? (in Westminster Abbey)
  6. What can you see in front of the Buckingham palace at 11.30? (Changing of the Guard)
  7. What is situated in the centre of Trafalgar square? (Nelson column)
  8. What birds is the symbol of Tower? (ravens)
  9. How many chambers are there in the British Parliament? (two)
  10. Where is the London Zoo situated? (in Regent’s Park)

4. Обсуждение

Now, let’s discuss our project on the whole and today’s role-play. What was the most interesting part of it. What did you like in your classmates’ performance? Have you anything to criticize?

Thank you very much for your work, everything was done well.

Представленный выше проект всегда вызывает у учеников большой интерес. Знания страноведческого характера востребованы до окончания школы, а разговорные клише и формулы в диалогах бытового характера являются базой, которую они расширяют в течение последующих лет обучения.