Урок обобщения и систематизации знаний по химии в 10-м классе по теме "Спирты, фенолы"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательные

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Спирты. Фенолы”.
  2. Выявить пробелы в знаниях по данной теме, подготовить к тестированию по теме “Спирты. Фенолы”.

Развивающие

  1. Формировать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни и негативное отношение к применению алкогольных напитков.

Воспитательные

  1. Прививать интерес к химии.
  2. Воспитывать потребность в знаниях, повышать познавательные интересы учащихся.
  3. Воспитывать самостоятельность мышления учащихся.

Оборудование

  1. Этиловый спирт, раствор яичного белка.
  2. Электронная презентация ученика “Этанол, его воздействие на организм”.
  3. Учебные диски “Производные углеводородов”, “Сложные вещества в повседневной жизни человека”.
  4. Слайды для обобщения и повторения по теме “Спирты, фенолы”.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Спирты, фенолы”. Для этого используется слайдовая презентация. Приложение 1

Слайд 1: Классификация гидроксильных производных углеводородов

Слайд 2: Изомерия спиртов

Слайд 3: Номенклатура спиртов и фенолов

Слайд 4: Физические свойства спиртов

Слайд 5: Химические свойства спиртов и фенолов

Слайд 5: Взаимное влияние атомов в молекуле фенола

Слайд 6: Качественное распознавание спиртов и фенолов

Слайд 7: Применение спиртов и фенолов

Слайд 8: Применение многоатомных спиртов

2. Работа в группах.

Вопросы для обсуждения в группах:

- Построить и назвать изомеры вещества С5Н12О.

- Выбрать с какими из указанных веществ будет взаимодействовать метанол: О2, HBr, KOH, Na, Li2O, CH3COOH. Составить уравнения соответствующих реакций.

- Осуществить указанное превращение:

С6Н12О6 —> С2Н5ОН —> С2Н5Сl —> С4Н10 —> С4Н8 —> С4Н9ОН —> (С4Н9О)2Ва

- Какое вещество лучше всех растворяется в воде: пропанол, пропаналь, глицерин? Почему?

- Каким образом из пропанола-1 получить пропанол-2? Составить уравнения соответствующих реакций.

- Построить формулы веществ: а) 2,3-диметилбутанол-2, б) 3-этилпентанол 1, в) * бутен-3-ол-1, г) *1,2,3-тригидроксифенол. Выбрать в этом списке первичные, вторичные, третичные спирты.

Учащимся предложены задания разной степени сложности, оценивающиеся разным количеством баллов. Каждый учащийся выбирает задание, соответствующее уровню его знаний. Наиболее подготовленный ученик в группе является консультантом, помогает учащимся в случае затруднений. Листы с выполненными заданиями сдаются на проверку. Баллы группы заносятся в общий рейтинговый лист.

3. Личностно-ориентированная часть урока – антиалкогольная тема.

Слайдовая презентация учащегося “Влияние этилового спирта на организм”. В презентации показаны результаты анкетирования учащихся, путь алкоголя в организме человека, отрицательное воздействие спирта на жизненно важные органы. В видеоролике ученик демонстрирует опыт – действие этанола на белок. Происходит процесс коагуляции белка. Аналогичный процесс происходит в организме человека под воздействием больших доз алкоголя.

Дополнение учителя:

Россия в числе 18 стран с исчезающим населением. Каждые три года население сокращается примерно на три миллиона. Нация вымирает чудовищными темпами. Сегодня убыль населения можно сравнить только с потерями в годы Великой Отечественной войны. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 58 лет, это примерно на 20 лет меньше, чем в Европе (в Японии – 84 года). По этому показателю мы находимся на 136 месте в мире. У женщин средняя продолжительность жизни 72 года. Это 92 место в мире.

Одна из причин сокращения населения – низкая рождаемость. Но, как известно, есть много стран, где такая же низкая рождаемость (менее 1,5 ребенка на женщину), но население так стремительно не убывает. Дело не столько в рождаемости, сколько в смертности. Высокая смертность только экономической ситуацией в стране объясняться не может. Есть десятки более бедных стран, где продолжительность жизни, особенно среди мужчин, выше. Да и в самой России самая высокая продолжительность жизни в Ингушетии и Дагестане, далеко не самых богатых регионах. Кроме того, в 90-х годах начали массово умирать совсем не дети и женщины, как происходило в других странах от бедности, а мужчины трудоспособного возраста. Множество факторов указывают на то, что сверхсмертность в России алкогольная. Очень большой процент людей умирает в России с повышенной концентрацией алкоголя в крови. Например, исследование в Ижевске показало, что 62 % мужчин трудоспособного возраста умерли нетрезвыми. То же самое происходит по всей России. Динамика продолжительности жизни является зеркальным отражением кривой потребления алкоголя. Например, во время антиалкогольной кампании 1985–1987 годов продолжительность жизни была самой высокой за всю историю России по сегодняшний момент. Александр Викентьевич Немцов в своей фундаментальной работе “Алкогольная смертность в России” пришел к выводу, что каждая третья смерть у нас в стране связана с алкоголем. Примерно 40 тысяч человек ежегодно умирает только от отравления суррогатными напитками. Это примерно столько же, сколько погибает в автомобильных катастрофах. Вообще оценить алкогольную смертность очень трудно. Ведь от спиртосодержащих напитков умирают по-разному, а не только от алкогольных отравлений, циррозов печени, панкреатитов. Алкоголь изменяет поведение, поэтому в нетрезвом состоянии люди чаще попадают под машины, замерзают на улице, убивают друг друга, лезут в петлю… Большинство убийств в России совершаются выпившими людьми, как и значительное количество самоубийств. Тот, кто много выпивает за раз, рискует получить сердечный приступ или инсульт, так что значительное количество сердечно-сосудистой смертности в России также связано с алкоголем. По официальным данным у нас в стране 2 миллиона женщин-алкоголиков. При этом из каждых тридцати: 27 – обречены, 2 – сходят с ума и лишь одна имеет шанс выздороветь. Ученые считают, что, если на душу населения приходится более 8 литров спирта в год, то происходит деградация населения. В России – 14 литров спирта в год! Всемирная Организация Здравоохранения предлагает пятибалльную шкалу для оценки уровня употребления алкоголя. Если этот балл ниже 1,5, то население обречено на вымирание и деградацию. В 1994 году балл России составил 1,4.

Особенно необходимо остановиться на пристрастии молодежи к пиву и слабоалкогольным напиткам. Сейчас появился новый термин “пивная алкоголизация”. Молодым людям кажется, употребление слабых напитков безобидно. Это не так. Алкогольная зависимость при этом вырабатывается точно также, как при употреблении крепких напитков. Как рассчитать количество спирта в бутылке пива? Если на этикетке указано, например, 4,8 об. %. Это значит, что в 100 мл этого пива содержится 4,8 мл чистого спирта. Умножив это число на объем бутылки – 500 мл, получим 24 мл этанола. Учитывая градус водки, получаем 60 мл. То есть, употребление бутылки пива “Балтика 3”, равноценно 60 мл водки (это почти треть стакана!). К сожалению, выпивкой одной бутылки пива дело часто не ограничивается. Крепкие сорта пива содержат значительно больше алкоголя. Так, например, если пиво “Балтика 9” содержит 8 об. % этанола, то одна бутылка эквивалентна приему 100 мл водки. (Расчеты учащиеся проводят сами, решая соответствующие задачи.)

4. Возвращение к теме “Спирты. Фенолы”.

Просмотр фрагментов учебного диска “Производные углеводородов”.

  1. Получение метанола.
  2. Получение этанола из этена.
  3. Производство вина.
  4. Контракция.
  5. Взаимодействие этанола с натрием.
  6. Горение метанола и этанола.
  7. Многоатомные спирты.
  8. Выполнение упражнений (заполнить пробелы в предложениях).

5. Мини-тест по теме “Этанол” (И это все о нем?)

Отвечая на каждый вопрос, учащийся пишет “да” или “нет”.

Вопросы:

  1. Формула этанола С2Н5ОН.
  2. Это предельный одноатомный спирт.
  3. Это газ, хорошо растворимый в воде.
  4. Имеет характерный запах и жгучий вкус.
  5. Этанол называют древесным спиртом.
  6. Последующий гомолог этанола – пропанол.
  7. Для этанола возможна изомерия положения ОН-группы.
  8. Для этанола возможна изомерия углеродного скелета.
  9. Для этанола возможна межклассовая изомерия.
  10. Этанолу изомерен диэтиловый эфир.
  11. Этанолу изомерен диметиловый эфир.
  12. Между молекулами этанола есть водородные связи.
  13. Этанол лучше растворим в воде, чем этандиол.
  14. Этанол можно получить из синтез-газа.
  15. Этанол можно получить спиртовым брожением глюкозы.
  16. Этанол взаимодействует с натрием.
  17. При этом образуется метилат натрия.
  18. Этанол взаимодействует с гидроксидом натрия.
  19. В этом этанол сходен с фенолом.
  20. При внутримолекулярной дегидратации этанола образуется этен.
  21. При окислении этанола перманганатом калия образуется этаналь.
  22. Этанол вступает в реакцию этерификации.
  23. При этом с уксусной кислотой образуется диэтиловый эфир.
  24. Этанол можно получить гидролизом хлорэтана в присутствии спирта.
  25. Этанол применяют для получения каучука.
  26. При этом применяют реакцию Лебедева.

Учитель проецирует на экран правильные ответы. Учащиеся подсчитывают количество баллов. Эти баллы заносятся в общий рейтинговый лист. Туда же заносятся дополнительные баллы наиболее активным учащимся. С учетом всех баллов, набранных за урок, учащимся ставятся отметки.

III. Заключительная часть.

Подводятся итоги урока, задается домашнее задание.