Школьная адаптационная площадка как один из возможных выриантов предшкольной подготовки

Разделы: Начальная школа


Закон об образовании предъявляет к качеству обучения все более высокие требования, причем не только на ступенях школьного обучения, но и дошкольного образования. Приведение в соответствие уровня подготовки к школе будущего первоклассника, предусмотренного программой ДОУ и требованиями к качеству этой подготовки, предъявляемые школой, вызвало к жизни разнообразные формы курсов предшкольной подготовки. Наиболее целесообразно проводить такие курсы при школе в течение 7–8 месяцев, используя программу Васильевой.

Принимая во внимание климатические, географические, социальные и финансовые условия конкретного региона и конкретного населенного пункта, не всегда целесообразно и, порой, невозможно, организовать предшкольную подготовку в количестве часов, предусмотренных данной программой.

В нашем случае причины, делающие невозможным использование данной программы таковы: разбросанность поселков, из которых подвозят детей для обучения, отсутствие помещения, пригодного для организации длительного пребывания дошкольников, недостаточное финансирование для дополнительного автобусного подвоза. Совокупность этих неблагоприятных факторов заставила нас искать альтернативную форму подготовки детей к школе.

Таковой для нас стала школьная адаптационная площадка. Эта форма работы дает возможность ближе познакомиться с будущими первоклассниками, составить первоначальное представление об уровне их подготовки, спрогнозировать основные этапы коррекционной работы на I четверть учебного года. Десятилетний опыт позволяет говорить о целесообразности организации школьной адаптационной площадки в тех населенных пунктах, где условия обучения идентичны нашим, либо взять проект программы для создания долгосрочной (2–3 месяца) программы, увеличив количество часов на каждую предложенную тему.

Проект программы школьной адаптационной площадки

1. Проект разработан логопедами Богашевской средней общеобразовательной школы им. А.И.Федорова Аникиной В.И., Кожегачевой В.И.

2. Работа по проекту проводится в рамках подготовки детей к школе по всем дисциплинам учебного плана 1 класса.

3. Проект рассчитан на детей 6,6 мес. – 7 летнего возраста.

4. Тип проекта: практико-ориентированный.

5. Цель проекта: дать теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса (учителям, логопедам, психологам, родителям) способствовать постепенному вхождению ребенка 6,6 мес. – 7 летнего возраста в школьную жизнь и комфортной его адаптации, формирование у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

6. Задачи проекта:

  • использовать новые организационные способы привлечения детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, а также всех детей этого возраста, имеющих трудности в развитии, к качественному предшкольному обучению;
  • содействовать более легкому включению детей-первоклассников в школьную жизнь;
  • пополнить и систематизировать знания детей, вовлекая их в игровые, познавательно-развивающие занятия;
  • оказывать квалифицированную, консультативную и практическую помощь родителям, имеющим детей семилетнего возраста, способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с педагогами школы, специалистами и детьми;
  • формировать у детей чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру в переходный период.

7. Проект создается для решения следующих важных вопросов:

  • безболезненное вхождение и комфортное адаптация в социум школы;
  • смещение акцента мотивации от игровой и внешней к школьной;
  • психологическое обследование и диагностика речевой деятельности;
  • определение уровня подготовленности детей к школе;
  • медицинское обследование детей узкими специалистами;
  • лечение нуждающихся на дневном стационаре.

8. Организация подобной группы отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе, поиску новых технологий для вовлечения детей этого возраста в педпроцесс, способствует созданию условий для стирания граней между домашними детьми и детьми, посещавшими ДОУ.

9. Плановая продолжительность.

Адаптационная площадка защищает интересы детей семилетнего возраста, входит к план учебно-воспитательной работы школы, являясь начальной ступенькой (звеном) будущей школьной жизни детей. Программа данного объединения детей рассчитана на четыре недели по 15 занятий в неделю (по три урока в день), итого 60 занятий в месяц. Каждый урок длится 30–35 минут. Материалом для встреч служат игровые, познавательные, коррекционно-развивающие занятия, прогулки, экскурсии, игры, игровые упражнения, трудовая деятельность на пришкольном участке, спортивные досуги и т.д.

10. Основные направления работы:

  • формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных процессов;
  • развитие психических процессов;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • коррекционно-развивающее направление: диагностика неречевых процессов; обследование устной речи.

11. Прогнозирование навыков обученности.

К концу занятий в группе дети должны иметь представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (школе, библиотеке, магазине, в транспорте и т.д.);
  • о строении своего тела (ориентироваться лево-право, относительно других людей);
  • о растительном и животном мире разных частей света.

Дети должны иметь обобщенное представление:

  • о животных и растениях;
  • о сезонных явлениях.

Дети должны уметь:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • слышать вопрос и логически завершенно отвечать на него.

12. При выполнении данного проекта были проведены следующие мероприятия и задействованы следующие педагоги:

Содержание мероприятия Ответственные
1. Сбор информации о семьях будущих первоклассников. Учитель, логопед, завуч школы
2. Собеседование с детьми, поступающими в первый класс с целью определения уровня подготовленности. Психолог, логопед, дефектолог
3. Посещение семей первоклассников. Изучение условий для обучения и воспитания в семье. Выявление трудностей в вопросах обучения и воспитания. Учитель, социальный педагог, логопед, психолог
4. Информационный блок “Какой ты, завтрашний первоклассник?”
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование педагогов;
  • диагностика.
Логопед, психолог

Логопед, психолог

Логопед

5. Создание творческой микрогруппы. Директор школы
6. Проведение практических коррекционно-развивающих и познавательных занятий. Логопед, психолог, учитель
7. Проведение информационных и тематических мероприятий. Логопед, психолог, медицинская сестра, учитель, завуч
8. Подготовка наглядного дидактического материала для педпроцесса, оформление уголков для родителей, информационных стендов. Логопед
9. Приглашение родителей и детей на мероприятия, развлечения, праздники в школе. Логопед, учитель

14. Этапы работы. I этап – “Здравствуй, мир!’’

Цель: Формирование общих представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных интересов.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта;
  • формировать линию произвольного поведения;
  • овладевать средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • учиться видеть мир со своей позиции и позиции других;
  • формировать мотивационную готовность к школе.

Формы работы предполагают:

  • аудиторные занятия;
  • прогулки, экскурсии;
  • досуги (спортивные, театрализованные, игры и игровые упражнения в течение всего дня).

II этап. Развитие общей и ручной моторики.

Цель курса: С помощью графических диктантов помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые необходимы в школе. Развивать межполушарные связи.

Укреплять мышцы рук.

Формы работы:

  • занятия;
  • физкультурные занятия;
  • логоритмические паузы.

Графический диктант – одна из “ классических” форм контроля и обучения, в первую очередь в области проверки грамотности. Для того, чтобы успешно справиться с диктантами требуются не только конкретные предметные умения, но и развитое произвольное внимание, умение четко выполнять инструкцию и встраиваться в общий ритм работы группы.

Содержание этапа:

1. Геометрический диктант.

Для проведения этого диктанта нужно, чтобы у детей были одинаковые линейки с геометрическими фигурами. Линейка должна отвечать следующим требованиям:

  • быть достаточно прозрачной;
  • иметь трафареты не менее чем трех геометрических фигур;
  • фигуры должны быть разными по величине.

2. Диктанты по раскраскам.

Условия проведения:

  • у всех детей листы с одинаковыми картинками для раскрашивания, соответствующие теме занятия, дню недели.
  • Педагог говорит, что, в каком количестве и каким цветом раскрашивать, дети выполняют задания.

3. Рисуночный диктант.

  • педагог расказывает историю, одновременно схематично рисует на доске то, о чем рассказывает. Дети в альбомах рисуют то же самое, возможны свои варианты.
  • Позднее рисуночные диктанты проводятся без опоры на образец на доске.

4. Диктант по клеточкам.

  • Общеизвестный вид диктанта, когда взрослый диктует в каком направлении и по скольким клеточкам провести линию.

III этап. Развитие психических процессов.

Анализируя опыт прошлых лет, можно отметить, что дети, поступившие в первый класс, имеют следующие общие проблемы:

  • неустойчивое внимание;
  • недостаточное развитие способности к переключению;
  • недостаточное развитие словесно-логического мышления;
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
  • недостаточно развитая функция самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
  • недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

И, как следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе)

Задачи курса:

1. Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений у детей в период адаптации.

2. Развитие психологической базы речи.

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей.

4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации будущей учебной деятельности.

IV. Коррекционно-развивающее направление.

Задачи курса:

  • комплексное обследование детей, поступивших в школу;
  • логопедическое обследование с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
  • коррекционный мониторинг;
  • диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса в адаптационный период;
  • планирование индивидуальной работы с детьми группы риска.

На данное направление мы не предлагаем тематику и коррекционные мероприятия. Планирование работы и подбор материала производится исходя из данных предварительного обследования, и составляется на конкретную группу детей, поступивших на адаптационную площадку. А состав детей, уровень подготовки, структура речевого дефекта в каждом конкретном случае будет разной, следовательно, и комплекс коррекционных мероприятий будет различным, в соответствии со сложившейся ситуацией.

Школьная адаптационная площадка не является основной и обязательной формой предшкольного обучения, но, на наш взгляд, имеет право на существование в тех населенных пунктах, где подготовка к школе по программе Васильевой не может быть осуществлена по тем или иным причинам.

Приложение № 1–2