Система заданий для работы со слабоуспевающими учащимися при изучении темы "Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена"

Разделы: Химия


Тема «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена» содержит относительно немного новых теоретических понятий и предполагает формирование у учащихся небольшого количества новых умений. Однако среди этих умений есть как простые (например, написать схему электролитической диссоциации какого-либо электролита), так и достаточно сложные (например, записать уравнения реакций в ионной форме). Именно такие задания вызывают больше всего затруднений у слабоуспевающих и много пропускающих по болезни учащихся. Одна из возможных причин этого заключается в том, что при осуществлении данного умения ученику нужно выполнить ряд последовательных действий, каждое из которых, в свою очередь, представляет собой комплекс мыслительных операций.

Действия, которые необходимо осуществить учащимся, при составлении ионных уравнений

Действия

Операции, из которых «складывается» выполнение этого действия

1) записать молекулярное уравнение
(умение 8 класса)

а) установить возможность взаимодействия между данными веществами;
б) определить продукты реакции и составить формулы этих веществ;
в) расставить коэффициенты в молекулярном уравнении.

2) записать полное
ионное уравнение

а) определить, какие из исходных веществ и продуктов реакции
являются сильными (или слабыми) электролитами;
б) «мысленно» составить схемы электролитической диссоциации
сильных электролитов; написать (с учетом коэффициентов), в виде
каких ионов присутствуют в растворе эти вещества;
формулы слабых электролитов записать без изменений.

3) записать краткое
ионное уравнение

а) определить, какие частицы реагируют между собой (ответить на
вопрос: «Какие частицы изменились в результате взаимодействия, и
какие новые частицы образовались при этом?»); в полном ионном
уравнении подчеркнуть формулы этих частиц;
б) записать формулы тех частиц, которые прореагировали, и тех, которые образовались в результате этого (краткое ионное уравнение).

И хотя каждая из этих операций сама по себе не является трудной, для слабоуспевающих и много пропускающих учеников оказывается сложным осуществить правильно весь комплекс этих операций. Чтобы помочь таким школьникам усвоить данную тему и сформировать необходимые умения, организуется систематическая самостоятельная работа этих учащихся со специальным образом составленным комплексом заданий.

В самой теме «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена» выделяются два блока:

1 блок – «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация».
2 блок – «Реакции ионного обмена».

Сначала ученик получает комплект заданий по блоку «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация» и, пользуясь учебником, выполняет их.

Особенность построения заданий этого блока.

1) Актуализация необходимых теоретических знаний

Первая группа упражнений побуждает ученика вспомнить важнейшие понятия темы - понятия «электролит», «неэлектролит», «кислота», «основание», «средняя соль» с позиции электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Этой цели служат задания вида: «установите соответствие…», «допишите определение…», «приведите примеры…» и другие.

2) Формирование умения записывать схемы электролитической диссоциации

Вторая группа заданий помогает школьнику научиться записывать схемы электролитической диссоциации. Для этого ему предлагается:

а) ознакомиться с образцом выполнения задания;
б) заполнить «пропуски» в частично выполненном задании;
в) самостоятельно записать схему электролитической диссоциации вещества по его
молекулярной формуле;
г) составить формулу вещества по названию, а затем написать схему его электролитической
диссоциации.

3) Формирование умения записывать схемы электролитической диссоциации веществ с учетом возможных коэффициентов

Данное умение понадобится ученику при составлении полного ионного уравнения, поэтому третья группа заданий обращает внимание ученика на то, как записываются схемы электролитической диссоциации, если перед формулами веществ стоят коэффициенты. С этой целью ученик сначала знакомится с образцом выполнения задания, а затем выполняет аналогичные упражнения самостоятельно.
Таким образом, в ходе выполнения упражнений первого блока в целом, ученик, сначала с помощью образца и «подсказок» (частично выполненных заданий с «пропусками»), а затем и самостоятельно осваивает умение, которое, вместе с другими, станет «кирпичиком» в формировании более сложного умения – записывать полные ионные уравнения реакций.

Затем ученику предлагается система заданий по второму блоку – «Реакции ионного обмена». Для того, чтобы школьнику легче было усвоить этот материал, можно условно разделить примеры этого блока на три раздела по признаку протекания реакций ионного обмена до конца (образование осадка, малодиссоциированного вещества (вода), выделение газа, например, углекислого газа, водорода). Каждый случай протекания реакций ионного обмена до конца рассматривается подробно.

В разделах задания выстраиваются по одному и тому же плану.

1) Актуализация теоретических знаний

Учащемуся необходимо вспомнить, при взаимодействии каких классов неорганических веществ образуется:

а) осадок; б) вода; в) углекислый газ, водород?

2) Формирование умения записывать уравнения реакций в ионной форме

Заполнить пропуски:

а) в частично выполненных заданиях с пропущенными коэффициентами;
б) в частично выполненных заданиях с пропущенными символами катионов и (или)
анионов (при этом пропуски не делаются там, где у ученика может возникнуть
затруднение).

3) Задания для закрепления умения записывать уравнения реакций в ионной форме

а) расставить коэффициенты в предлагаемых схемах реакций (формулы исходных
веществ и продуктов даны) и написать полные и краткие ионные уравнения реакций;
б) зная формулы исходных веществ, написать молекулярные и ионные уравнения
реакций;
в) составить формулы исходных веществ по названиям и написать молекулярные и ионные уравнения реакций.

Рассмотрим этот план подробнее на примере заданий 1 раздела – «Образование осадка».

1) Вспоминаем необходимый теоретический материал – тему 8 класса «Основные классы неорганических веществ». Для первого раздела («образование осадка») это может быть задание вида «В результате взаимодействий каких классов неорганических веществ может образоваться осадок?». Такое задание нужно для того, чтобы напомнить школьникам, вещества каких классов могут реагировать между собой и к каким классам относятся продукты этих взаимодействий.

2) Следующие примеры дают ученикам представление о том, как записываются уравнения реакций в ионной форме. При этом они должны вспомнить, как ставят коэффициенты в молекулярных уравнениях реакций (умение 8 класса), и обратить внимание на коэффициенты в ионных уравнениях реакций (умение, которое формируется при изучении 1 блока).

Пример задания. Заполните пропуски:

3) Далее учащимся предлагаются задания с большим количеством «пропусков» (кроме коэффициентов отсутствуют также формулы некоторых катионов и анионов в ионных уравнениях).
Подобные задания с «пропусками» с одной стороны, заставляют школьника обращать внимание на отдельные этапы выполнения задания, с другой стороны, позволяет на первых шагах формирования умения делать меньше ошибок, а также помогают ученику привыкнуть к форме записи полных и кратких ионных уравнений.

Пример задания. Перепишите, вставив пропущенное:

4) Следующая группа заданий побуждает ученика объединить имеющиеся умения для того, чтобы расставить коэффициенты в предложенных схемах реакций и написать самостоятельно полные и краткие ионные уравнения.

Пример задания. Расставьте коэффициенты в молекулярных уравнениях и напишите полные и краткие ионные уравнения:

5) Выполняя пятую группу заданий, школьнику необходимо уже самостоятельно составить формулы продуктов реакции (умение 8 класса), а затем расставить коэффициенты в молекулярном уравнении и написать ионные уравнения. Таким образом доля самостоятельности учащегося при работе с каждой группой заданий увеличивается.

Пример задания. Напишите молекулярные, полные и краткие ионные уравнения  реакции:

6) И, наконец, работая с шестой группой заданий, ученику сперва нужно будет составить формулы исходных веществ по их названиям (умение 8 класса), а затем осуществить все последующие операции.

Пример задания. Cоставьте формулы следующих веществ и напишите молекулярные,  полные и краткие ионные уравнения реакций:

хлорид кальция + силикат калия >

В такой же системе предлагается строить задания и при изучении разделов «Образование воды» и «Образование газа».

Таким образом, выполняя отдельные задания каждого блока, слабоуспевающие и много пропускающие учащиеся постепенно учатся осуществлять все необходимые мыслительные операции. При этом они вынуждены фиксировать внимание на отдельных этапах выполнения упражнения в целом. После такой тренировки ученикам уже можно предлагать типичные задания для закрепления умения составлять полные и краткие ионные уравнения.

Полностью задания к блокам 1 и 2, а также дополнительные упражнения для тренировки приведены в Приложении.