Метод проектной деятельности. Проект "Литературно-музыкальная гостиная «В гости к Чехову»"

Разделы: Внеклассная работа


 

Введение

Говоря о проектном обучении, мы имеем ввиду весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организованно-управленческих средств, позволяющих прежде всего сформировать проектную деятельность учащегося, т. е. научить школьника проектированию.

В чем же преимущества проекта? Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. Логика обучения, основанная на принципе дидактики – идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся:

- творческая работа /подбор предметов, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д./
- сообщение / краткое освещение факта, события; известие /
- доклад / публичное, развёрнутое освещение определённой темы /
- проект-план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т. д.

Классификация проектов.

По характеру результата:

  1.  исследовательские требуют хорошей, продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
  2.  творческие – предполагают соответствующее творческое оформление;
  3. ролево-игровые – участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
  4.  информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  5. практико-ориентированные – отличаются чётко обозначенными с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

По форме:

- видеофильм;
- рекламный ролик;
- телепрограмма;
- интервью с известными людьми;
- журнальный репортаж;
- рок-опера.

По профилю знаний:

- монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программ. Они укладываются в классно-урочную систему;
- межпредметные проекты – по двум или более предметам. Такие проекты чаще всего используются в качестве дополнения к урочной деятельности, выполняются во внеурочное время.

По числу участников:

- личностные;
- парные;
- групповые;

По продолжительности:

- краткосрочные – на нескольких уроках / 3-5 уроков /
- средней продолжительности / 1-2 месяца /
- долгосрочные /до года /

По характеру координаций:

- с открытой или явной координацией. Координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных участников;
- со скрытой координацией. Координатор не обнаруживает себя в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Основные этапы проектирования

1.Проблематизация.

Учитель знакомит со смыслом проектного подхода к проблеме после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему. Проблема рассматривается под разными углами зрения, с разных позиций. Затем производится сужение проблемы путём ограничения пространства и / или времени в ситуации, породившей проблему.

2. Целеполагание.

Учитель помогает сформулировать цель деятельности по заданному результату, помогает уточнить цель с учетом имеющихся средств её достижения, если проект групповой, то учитель помогает распределить цели между членами группы, исходя из возможностей, интересов и склонностей учащихся; помогает ранжировать цели по срокам достижения / перспективные, среднесрочные, ближайшие /, по масштабам предполагаемых результатов.

3.Планирование.

Учитель предлагает идеи, высказывает положения, наблюдает за работой учащихся. Учащиеся формулируют задачи проекта, вырабатывают план действий, определяют источники необходимой информации, определяют способы сбора и анализа информации.

4. Исследование.

Учащиеся выполняют этапы проекта: осуществляют сбор и уточнение информации (основные инструменты: библиотека, интернет, интервью опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.; выявление / «мозговой штурм»/и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач.) Учитель наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся.

5. Обобщение результатов и выводы.

Учащиеся анализируют информацию, высказывают свое отношение к полученной информации, высказывают свое понимание полученных результатов, высказывают свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями, определяют необходимость той или иной информации для реализации проекта. Учитель наблюдает, советует по просьбе учащихся.

6.Презентация проекта

Учащиеся готовят выступление и грамотно рассказывают об основных
этапах   работы   над   проектом; демонстрируют   умение   владения
способами представления информации в различных формах /устной, изготовление постера, электронной версии презентации и т.д./, отвечают в ходе презентации на уточняющие вопросы, направленные на понимание темы, т.е. демонстрируют умение вести дискуссии

7. Рефлексия

Учащиеся анализируют достигнуты результаты, при этом договариваются о правилах обсуждения, самостоятельно определяют свою зону ответственности, оценивает свой вклад в работу группы, адекватно оценивает успех или неуспех Учитель слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа, оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, потенциал продолжения проекта
Таким    образом,    основными    целями    проектного    обучения    являются   следующие:

- способность повышения личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать    у    учащихся    осознание    значимости    коллективной работы   для   получения   результата,   роли   сотрудничества,    вдохновлять детей на развитие коммуникабельности - развивать исследовательские умения.

Расскажу на конкретном примере о ходе работы над проектом.

Проект «В гости к Чехову»

Одна из многих неразгаданных тайн природы - рождение таланта. Феномен А.П.Чехова уникален во многих отношениях и без глубокого анализа его жизни и творчества непонятен. Он до сих пор до конца не разгадан. Как получилось, что на далёкой окраине Российской империи появился талант такой силы, который известен не только в России, но и за её пределами?

Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений А. П.Чехова, их проблематике, постановке и способах решения задач. О ком пишет, например, Н.А.. Некрасов? О тех, кому на Руси жить хорошо". А Островский? О купцах Замоскворечья. А о ком пишет А.П.Чехов? О человеке! А человек везде остаётся человеком: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже. Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Особенность произведений Чехова заключается в географической незамкнутости его художественного пространства. В то же время оно не ограничено и временными рамками; пересади чеховского героя с пролетки в автомобиль - суть конфликта, суть человеческих взаимоотношений не изменится. Но если первый вопрос - почему у Чехова мировое имя -вполне разрешим, то ответ - почему Чехов писал именно так? – далеко не однозначен.

Размышляя над биографией А.П.Чехова, читая воспоминания о нём, изучая его произведения, мы приходим к пониманию, что личность писателя сложна и многогранна. Чтобы разобраться в этом, мы выдвинули гипотезу: в Чехове сочетаются противоречивые черты характера: доброта и требовательность к себе и другим, гостеприимство и внутреннее одиночество, сердечность и твердость, даже суровость и беспощадность. А может быть, это не противоречия? Может быть, этой есть цельность? Ещё В.Г.Белинский говорил о том, что добро невозможно без оскорбления зла.

Итак, цель проекта - понять, в чем сущность чеховского феномена? Мы ранжировали   цели   по   срокам   их  достижения:  долгосрочная   -Литературно-музыкальная гостиная  ближайшие: сбор материала и впечатлений, которые помогут ответить на поставленный вопрос, а потом поделиться открытиями с другими.  

А.П.Чехов - писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его произведений, включённых в школьную программу,- задача первого этапа решения вопроса, который мы поставили перед собой. Учитель литературы стремился показать, что за внешней простотой чеховских произведений скрывается нечто гораздо большее. Чехов любил и уважал человека. Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства, ощутил себя личностью - он симпатичен писателю; если этого не происходит, если над героем довлеет чужая воля, если он пресмыкается перед иной личностью, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации. Результатом первого этапа исследования стало понимание особенностей чеховских героев, а через них постижение своеобразия авторской жизненной позиции.

Академик Д.С. Лихачёв говорил, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена" .Учитель всегда ищет способы расширить границы урока, чтобы ученики могли узнать о творчестве писателя побольше. Вот почему литературному краеведению мы уделяем такое серьезное внимание. На втором этапе мы поставили цели, узнать, где жил и творил А.П.Чехов, где обитали герои его произведений. Результатом этой работы явились заочные экскурсии по чеховским местам/Таганрог, Ялта/, составление маршрута экскурсий “Чехов в Москве", поездка в Мелихово, написание сочинений по личным впечатлениям.

"Любите ли вы театр так, как люблю его я?"- спрашивал Б.Г.Белинский. Театр надо уметь любить. И умение это развивается до мере того, как мы расширяем свой опыт чаще бываем на спектаклях, размышляем о виденном, заглядываем в историю театра. Быть зрителем - это тоже искусство. Театр доставляет не только эстетическое наслаждение, но и воспитывает художественный вкус. Зритель учится у героев душевной простоте, ненависти к мещанству, стремлению "изжить в себе раба", выбрать в жизни верные и благородные пути. Вот я и не заметила, как заговорила о пьесах Чехова. Их ставят во многих театрах Москвы, и они звучат и обличительно, и грустно, и утверждающе и очень воздействуют на сегодняшнего зрителя. На третьем этапе нашего проекта мы поставили задачу увидеть сценическое воплощение чеховских произведений на сцене. Результат - посещение спектаклей: "Водевили Чехова» /Драмтеатр Рубена Симонова на Старом Арбате/, "Весь ваш Антоша Чехонте/ МХАТ им. М.Горького/. В сочинениях наши ученики поделились своими впечатлениями.

Задачей следующего, 4 этапа, явилось стремление синтезировать собранные знания, накопленные впечатления и эмоции в композицию. Помните, долгосрочным результатом должна стать Литературно-музыкальная гостиная. И снова мы ранжировали деятельность , однако не по срокам, а по интересам и склонностям участников проекта.
Группа режиссёров и сценаристов занималась составлением композиции. Для этого просматривалось содержание произведений А.П.Чехова, Читались воспоминания современников о писателе, просматривались письма и воспоминания самого Чехова, отыскивались стихотворения о Чехове/Особенно пригодились стихи М. Лисянского В.Набокова, подбиралась музыка, подходящая к произведениям писателя, к общей тональности композиции. Особо нужно отметить работу по составлению инсценировок по рассказам Чехова/Толстый и тонкий", "Пересолил", "Хамелеон", 'Хирургия" и др./ В композицию включены сценарии, которые составили режиссеры и исполнители главных ролей: они составляли диалоги, придумывали мизансцены.

Школьный театр в рамках литературно-музыкальной гостиной - это эмоциональный центр, откуда тянутся нити к увлечению профессиональным театром, к культуре чувств, к дополнительным гуманитарным знаниям. Начинается он с группы энтузиастов, с тех, кто любит сцену, желает обучаться актёрскому ремеслу. Это серьёзная работа над дикцией, приобретение пластических навыков/как стоять, как сидеть на сцене: ни в коем случае не спиной к зрителям, а в фас или в три четверти на зрителя/, мимика и жесты, глаза "актёра" и т.п.

Костюмеры занимались изготовлением костюмов/здесь на помощь приходили родители, которые перешивали, подгоняли свои старые одежды на актеров.
Изготовление и подбор реквизита - важный элемент проекта. Не обходилось и без курьёзов: чего стоит мой кожаный портфель, с которым я много лет ходила на занятия. Потертый, с плохо закрывающимся замком, он обрел новую жизнь в инсценировках/"Пересолил","Юбилей"/Художники-оформители рисовали "задники". Их несколько, они соответствуют усадебному типу XIX века. Афиша, пригласительные билеты, программки оформлялись с использованием компьютерных технологий.

Репетиции, подражая профессиональным актёрам, начинаем с Очитки" за столом по ролям, выясняем сценическую задачу каждого, идейное содержание всей композиции, потом продумываем мизансцены и "разводку" актёров, которые запоминают рисунок своего передвижения по сцене и т.п. Параллельно производится репетиция музыкальных и танцевальных номеров/ в этом нам помогают учителя Музыкальной школы.
Осветители продумывают, в какой месте композиции усилить освещение, где его притушить. Традицией стало в начале композиции зажигать свечу как символ  духовности и единения.

Премьера литературно-музыкальной гостиной! На неё мы приглашаем родителей. Они самые благодарные зрители и после могут в доброжелательной форме высказать свои замечания, которые мы учитываем при дальнейших показах литературно-музыкальных гостиных.

После премьерного представления мы анализируем результаты в соответствии с поставленными целями. Рефлексия помогает скорректировать свою деятельность, чтобы в результате дальнейших представлений добиться лучшего результата: донести до своих сверстников, в чём сущность феномена А.П.Чехова.

Приложение