Экологическое воспитание детей на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


Человек в общении с природой с первых лет жизни. Речь, мышление, эмоции – все обогащается в соприкосновении с природой. Любовь к природе – могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Французский писатель А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: “Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей; исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, игравшим на моей душе …” Красота природы побуждала писателя к творчеству, будила высокие помыслы. Он рассказывал, как мальчиком был близок к совершенному счастью при одном взгляде на красивый пейзаж.

В конце ХХ века на Земле начался экологический кризис, который коснулся всех стран и народов. Деятельность человека разрушает и загрязняет окружающую среду. Ученые всего мира говорят о грядущих экологических катаклизмах. Действительно, за последние несколько лет природа показывает небывалую активность. “Оживают” вулканы, на побережьях все чаще возникают цунами, по миру “прокатываются ураганы”. Всем неизбежно приходится принимать меры. чтобы сохранить нашу прекрасную планету.

Конституция РФ уделила большое внимание проблеме экологической безопасности. Одним из основных прав человека и гражданина она назвала право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В то же время Конституция возлагает на каждого обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58).

Многое зависит от школы. Жизненно важно вызвать интерес к природе и любовь к родному краю у подрастающих поколений. На уроках географии, биологии, химии, физики дети могут осознать, насколько уникальна жизнь на Земле, как действуют законы природы. Понять, что эти законы ставят пределы, границы, до которых возможно вмешательство в ход естественных процессов. Математика помогает раскрыть количественные характеристики в природном балансе, провести расчеты использования природных ресурсов. Таким образом у детей формируется представление о жизненной целостности, о единстве всей природы и о ее ранимости.

Чистота воздуха имеет исключительное значение для жизни на Земле. Если человек может прожить несколько дней без воды и несколько недель без пищи, то без воздуха – считанные минуты. Загрязнение атмосферы оказывает вредное влияние на здоровье человека, наносит значительный ущерб растительному и животному миру.

Вода – источник жизни на нашей планете. Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли – она незаменима.

Лес – источник сырья для разнообразной продукции и среда обитания многих зверей и птиц. Лес – легкие нашей планеты, он очищает воздух. Леса смягчают суровый климат. Лес – верный помощник земледельца в борьбе за урожай. Леса украшают землю… они учат человека понимать прекрасное. Неповторимая красота лесов – неиссякаемый источник творчества, здоровья и бодрости человека.

Общение человека с природой – жизненная необходимость. Ежегодно миллионы людей отправляются в ближние и дальние походы, гуляют в пригородных лесах и парках, отдыхают на берегах морей, озер, рек. При несоблюдении отдыхающими соответствующих правил поведения загрязняется природная среда, разрушается почва, вытаптываются растения, ухудшаются условия для обитания диких животных. Вот почему необходимо воспитывать у людей чувство бережного отношения к природе и ответственность за ее судьбу.

Очень важное значение имеет целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Иностранный язык как учебный предмет может выступать как средство приобретения сведений в самых различных областях знания. Личностно-ориентированный подход при обучении иностранному языку должен обеспечить приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны и умение ее представить средствами иностранного языка.

Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства детей. Как известно из возрастной психологии, дети в основном принимают окружающий мир через эмоции. Считаю большой удачей приобретение книги Это книга для французских детей 7–8 лет, она знакомит детей с окружающим миром и проблемами экологии через интересные игровые упражнения. Благодаря этой книге мною создан богатый раздаточный материал, который успешно использую на уроках французского языка при изучении соответствующих тем. Цель моей публикации – поделиться с коллегами этим учебным материалом.

ПРИЛОЖЕНИЕ (Рисунки 14–25 ).

Список литературы:

  1. Конституция РФ. Москва. 1993.
  2. Журнал “Воспитание школьников” №5 – 1996.
  3. Журнал “Воспитание школьников” №4 – 1997.
  4. Примерные программы среднего ( полного ) общего образования по иностранным языкам. Москва. “Просвещение”. 2002.
  5. Бельгия. Chantecler. 1994.