Элективный курс "Моя малая родина"

Разделы: География


Пояснительная записка.

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии и истории.

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Данный курс решает задачи:

1.Определять географическое положения поселка, его влияние на особенности развития.

2.Особенности формирования, заселения территорий, ее освоенность.

3.Определение взаимосвязей условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов.

4.Обычаи, традиции, культура и быт населения поселка.

Ожидаемые результаты:

  • Владеть информацией о топонимах поселка.
  • Вести наблюдения, исследования за явлениями природы и деятельности населения.
  • Принимать участие в экологически целесообразной деятельности по благоустройству поселка.
  • Составлять план-схему поселка.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов Лекции Практика Семинары
1 История возникновения моего поселка. 2 1 1  
2 Географическое положение 1   1  
3 Рельеф своей местности 2 1 1  
4 Климат. Наблюдения за погодой. 2 1 1  
5 Внутренние воды. 2 1 1  
6 Почвы, их использование и охрана 2   2  
7 Растительный и животный мир 2 1 1  
8 Население моего поселка, виды деятельности 3 1 1 1
9 Проблемы поселка: социальные, экологические. 1     1
Итого: 17 6 9 2

Содержание курса (программы).

1. История возникновения моего поселка (2ч)

Источники знаний о прошлом поселка. Первое упоминание о нашем поселке. Происхождение названия поселка. Архивные и музейные материалы, воспоминания местных жителей.

Творческая работа: “Мое географическое открытие своего поселка” с привлечением историко–литературных источников и музейных материалов.

2. Географическое положение поселка(1ч)

Практическая работа: Площадь территория поселка, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Составление плана схемы поселка. Выделение соседей, главных географических объектов.

3. Рельеф своей местности (2ч)

Основные формы рельефа: их происхождение и изменение. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность людей. Практическая работа (на местности). Знакомство с рельефом, овражно-балочные формы рельефа.

Творческая работа: составление коллекции “Полезные ископаемые нашей местности”.

4. Климат(2ч)

Практическая работа: наблюдение за погодой, обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы поселка. Обоснования причин, формирующих климат.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. 

5. Внутренние воды(2ч)

Река Царица, пруды, подземные источники.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод.

Творческая работа: художественное описание р. Царицы, описание подземных источников.

Практическая работа: участие детей в обустройстве родника. Изготовление макета родника.

6. Почвы, их использование и охрана(2часа)

Практическая работа: Изучение основных почв по механическому составу: составление картосхемы размещения типов почв.

Творческая работа: рассказ об отношении к земле, отраженном в народном творчестве, обычаях, традициях. Проекты сохранения и улучшения почв, рационального использования почв своей местности.

7. Растительный и животный мир (2 часа)

Практическая работа: выявление в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных.

Творческая работа: отражение природы в народном творчестве и искусстве. Конкурс работ.

Игра: “Знаешь ли ты правила поведения в природе”

8. Население моего поселка, виды деятельности (3 часа)

Численность. Национальный, этнический состав, характерные черты. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями. Национальный костюм, народные праздники.

Практическая работа: составить маршрут экскурсии по памятным местам поселка. “Ты - гид по школьному музею. Проведи экскурсию”.

Творческая работа: народные умельцы (домашнее сочинение).

9. Проблемы поселка (1 час)

Социальные, экологические, здоровье, уровень образованности, численность занятых в производстве, условия труда.

Творческая работа: рассказ об интересных людях поселка. Альбом “ Ими гордится поселок”

Список литературы.

1. Щепелова И. С. Хрестоматия по истории родного края. 1978 г. – Нижне-Волжской издательства.

2. Мачунина В.Л. Родной край-В. Нижне-Волжское издательство.1965г.

3. Брылев В.А., Жбанов Ф.И., Самборский Ю.П. География Волгоградскй области- В. Нижнее- Волжское книжное издательство. 1989г.

4. Колекниченко В.С. Родная земля Волгоградская – В. Нижне-Волжское книжное издательство . 1968г.

5.Сергеев А.П., Абалихин Б.С, Каден Г.С. В. Нижне-Волжское книжное издательство. 1975г.

6. Панин И.И, Ляхова А.Г., Мачунина В.А. География Волгоградской области. В.Нижне-Волжское книжное издательство.1988г.

7. Драздов С.М., Ляхов Л. Г., Панин И.И., Самойленко И.И. Сталинградское книжное издательство.1958г.

8. Болотникова Н.В.Изучение раздела “География Волгоградской области”. Методическое пособие. Издательство ВГИПКРО. 2005г.