Элективный курс "География мирового туризма"

Разделы: География


География туризма – отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения.

В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства.

Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.

Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- основные понятия географии туризма;

  • виды туризма;
  • факторы, определяющие потребности в туризме населения;
  • уровень развития туризма в мире;
  • основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты.

Учащийся должен уметь:

  • использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения возможностей развития туризма;
  • давать на основе различных источников характеристику туристского центра и маршрута.

Курс рассчитан на 34 часа. Периодичность занятий – при изучении курса в течение одного учебного года – 2 часа в неделю.

 Примерный тематический план занятий

№ п/п Название раздела Темы раздела Количество часов
1 Основные понятия географии туризма и виды туризма. 1.Основные понятия географии туризма. 2
2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции. 2
2 География туризма. 1.Население и его туристский спрос. 2
2.Развитие туризма в мире. 2
3.Приморский туризм. 2
4.Горный туризм. 2
5.Морской (круизы) и речной туризм. 2
6.Центры религиозного паломничества. 2
7.Экологический туризм 2
8.Экстремальный туризм. 2
9.Приключенческий и экзотический туризм. 2
3 Практические занятия. 1.Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской. 2
2.Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия. 2
3.Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации. 2
4.“Создание туристической программы” 6
Итого: 34 ч.

Программа курса.

Раздел I. Основные понятия географии туризма и виды туризма.

Тема 1 .Основные понятия географии туризма.

География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.

Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.

Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.

Раздел II. География туризма.

Тема 1. Население и его туристский спрос.

Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.

Тема 2. Развитие туризма в мире.

Виды туристских ресурсов.

Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.

Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.

Туристские маршруты.

Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.

Тема 3. Приморский туризм.

Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.

Главные курортные районы и центры:

  • Франция (Лазурный берег, Ницца, Канны).
  • Италия (Балеарские острова).
  • США (Флорида, Калифорния).
  • Мексика (Акапулько).

Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.

Тема 4 . Горный туризм.

ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.

Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:

  • Альпы – Германия (Хаусбер)
  • Австрия (Инсбрук, Зальцбург)
  • Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт)
  • Италия (Южный Тироль)
  • Франция (Шамони).

Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)

  • США (Мамонтова пещера)
  • Польша (Величка)

Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)

  • Польша (Бескиды)
  • Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.

Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.

ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.

Теплоходные маршруты:

  • по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.

Тема 6. Центры религиозного паломничества.

  • ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии.

Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).

  • Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.

Тема 7. Экологический туризм

Рекреационный: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады

  • Игуасу и Анхель, США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад, гора Килиманджаро).

Познавательный: Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако,Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.

  • ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.

Тема 8. Экстремальный туризм.

Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.

  • Большой Барьерный риф, пустыни Перу, Эфиопии, Монголии, Африки.
  • Аляска (Ванкувер, Джуно, Скагвей).
  • Полярные области (Арктика и Антарктида).

Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.

  • ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
  • Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
  • Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.

Примерные темы практических занятий.

 Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.

  • Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
  • Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.
  • “Создание туристической программы”

а) Проектирование:

  • привязка к местности, учёт рельефа, грунтовых вод, пород, слагающих данную местность, господствующие ветра, климат в целом и т. д.;
  • возможности создания транспортной сети - влияние на окружающую среду, удалённость от основных транспортных артерий;
  • строительные материалы (есть ли природный местный материал, пригоден ли он для климата данной местности);
  • трудовые ресурсы (есть ли местные ресурсы или надо приглашать рабочих из других мест), картина занятости населения в целом по району и возможности её изменения в связи со строительством и дальнейшей эксплуатацией;
  • глобальные вопросы экономики (целесообразность строительства из существующих условий).

б) Строительство:

  • обучение рабочих, т.е. изменение занятости и численности местного населения; влияние на экологию края.

Литература.

  1. Энциклопедия туриста /редкол. Е.И.Тамм, А.Х.Абуков и др.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
  2. Чекулаева Е.О. Столицы мира - М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель),2002
  3. Страны мира: Энциклопедический справочник - Смоленск: Русич,2002.
  4. Географический энциклопедический словарь: Географические названия/Гл.ред.А.Ф.Трешников.2-е изд., доп. - М.:Сов.энциклопедия, 1989.
  5. Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. -М.:АПНЮ1989.
  6. Атлас мира. Филип Стил. Издательство “Олма-Пресс”, Издание на русском языке,1989.
  7. Журналы: ГЕО, Вояж, Иностранец, Афиша-Мир.