Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления "Студия анимационных фильмов представляет…"

Разделы: Информатика


5 (6) класс (2 урока)

Уроки креативного типа (урок-сочинение, урок-обсуждение – первый урок, второй – урок творческого моделирования) с использованием игровых форм.

Цели урока

  • Образовательная: создать условия для актуализации знаний о среде программирования ЛогоМиры (назначение, возможности), актуализировать знания, полученные на риторике (написание сочинений, сказок, стихов).
  • Развивающая: создать условия для развития творческого потенциала, развития умения владеть устной речью; развивать умение анализировать возможности среды программирования
  • Воспитательная: воспитание навыков работы в парах, в группе, терпимости к мнению одноклассников, воспитание способности уступать, выслушать собеседника, идти на компромиссы. Дать учащемуся возможность “примерить” разные профессиональные роли (сценарист, режиссер, художник, оператор).

Главная проблема урока (проблемный вопрос)

Как сделать свой собственный мультик?

Ключевая компетенция: коммуникативная

Общепредметная: организация работы в группе, парах; обсуждение идей и условий их реализации; публичное выступление; доказательство своей точки зрения

Предметная: владение и использование при выступлении специальных терминов,

Ключевая компетенция: информационная

Общепредметная: сравнение информации, критическое отношение к получаемой информации, умение оценивать соответствие информации заданным критериям

Предметная: знание возможностей среды программирования ЛогоМиры, ее интерфейса, общих особенностей, действий с объектами среды

Ключевая компетенция: социально-трудовая

Общепредметная: осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (авторское право), анализ достоинств и недостатков собственного продукта.

Предметная: понимание того факта, что творчество – это труд (создание сюжета, его обоснование, путь к воплощению)

Для чего компетенции необходимы ученику и социуму

Пропедевтика профориентационной деятельности (для социума)

Почувствовать причастность к большому общему делу (для ученика)

Ощутить свою значимость (для ученика)

Перечень знаний, составляющих компетенции

Коммуникативная: знание элементарных правил публичного выступления, обсуждения.

Информационная: знать основные возможности компьютера как универсального средства работы с информацией, знание команд формального языка, используемого в ЛогоМирах.

Социально-трудовая: иметь элементарные знания об особенностях конкретных профессий

Умения и навыки, относящиеся к компетенции

Коммуникативная: владение формами устной речи, умение работать в группе, искать и находить компромиссы, аргументировать свой выбор; навыки ведения диалога “человек – компьютер”

Информационная: умения и навыки работы с информацией, умение применять ИТ для решения учебных задач, навыки работы в среде ЛогоМиры

Социально-трудовая: умение мобилизовываться для решения поставленной задачи, навыки творческой трудовой деятельности (создание проектов в начальной школе)

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов

  • Анализ, оценка информации
  • Сравнение
  • Разбиение задачи на подзадачи (детализация)
  • Эвристическая беседа
  • Создание продукта

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке;

Знание интерфейса программы ЛогоМиры, основных объектов программы, инструментального меню, поля команд, поля форм, выбора и смены формы, понятие команды в среде ЛогоМиры, организация движения Черепашки с использованием личной карточки, умение написать сочинение, красиво и понятно излагать свои мысли

Урок 1. Тема: “Визит к продюсеру”

Перспективное домашнее задание (дается на предыдущем уроке)

Придумать сюжет мнгогосерийного анимационного фильма, согласуя свои фантазии с заданными критериями. Обосновать свой интерес к данной теме (быть готовым выступить с защитой своего сюжета, может быть приурочить его к какому-либо событию, дате и т.д.)

Примечание. На предыдущем уроке определяются учителем направления, в которых может производиться поиск сюжета:

  • “Правила дорожного движения”
  • “Правила пожарной безопасности”
  • “Этикет и нормы поведения”
  • “Дружба”
  • “Экология” и др.

Каждому ученику выдается распечатанная памятка с критериями и направлениями.

Критерии выбора из предложенных сюжетов

Критерий (как вариант) Сюжет 1 Сюжет 2 Сюжет 3 Сюжет 4
Техническая осуществимость

(Возможно, ли данный проект создать в ЛогоМирах)

Способ оценки наличия критерия

+ присутствует

+- частично присутствует

- отсутствует

     
Оригинальность

(Привлекательность, необычность проекта)

       
Возможно ли, работая над сериями, данный проект создать за один урок        
Наличие “happy end”        
Может ли фильм научить чему-либо зрителя        
Можно предложить и другие критерии        
Итоговая оценка Подсчет количества + и -      

Оценка сюжетов по критериям развивает умение объективного, обоснованного выбора. Таблица через проектор выведена на экран, заполняется в ходе обсуждения на уроке.

Представление своих сюжетов (этап 1, 20 минут)

Учитель-продюсер, готовый предоставить “технические средства” (кабинет информатики) и “команду высококлассных специалистов” (учащиеся, так как все в итоге будут работать над одним проектом), принимает в своем “офисе” “сценаристов-режиссеров” (учащихся) с целью ознакомления с их идеями будущего фильма.

Учащиеся по очереди сообщают название фильма, кратко излагают сюжет, аргументируют его выбор. Название сюжета вносится в таблицу критериев. После выступления “сценариста” “продюсер” вместе с “техническими специалистами” оценивают соответствие сюжета заданным критериям.

Совещание при продюсере (этап 2, 15 минут)

Перспективное планирование (8 минут)

“Продюсер” поздравляет с победой одного из “сценаристов”.

“Мы знаем, о чем будет наш фильм, но как достигнуть цели, снять его?”

Необходимо определить порядок деятельности.

“Чтобы дойти куда-то, надо делать шаги”.

На экране учащимся представлена схема “Создание анимационного фильма” (Рисунок1), одна из веток на ней обозначена сразу (“Выбор сюжета”, так как этот этап завершен).

В ходе эвристической беседы “творческий коллектив” (учащиеся и учитель) вырабатывает шаги продвижения к цели, которые постепенно появляются на экране.

На этом же этапе в общей сюжетной линии выделяются ключевые события, которые перерастут в отдельные серии.

Определение общих требований к фильму (2 минуты)

В каждой серии прописывается название фильма, указывается номер серии.

Каждая серия должна содержать обязательную информацию: автор идеи, автор сценария, продюсер.

Оговаривается длительность серий (1 – 1,5 мин.)

Определение творческих групп для работы над каждой серией (разбивка на пары) и конкретного задания для них в виде написания сценария каждой серии (5 минут)

Разбивка на пары может быть произведена различными способами (жеребьевка, желание учащихся и др.), что зависит от особенностей конкретного класса

Задание на дом

Написать или нарисовать подробный сценарий серии (последовательность действий героев), сопроводить его рисунками декораций, действующих лиц.

Задания ученикам и варианты их выполнения

Создание сюжета (перспективное домашнее)

Обсуждение предложенных сюжетов с указаниями их достоинств и недостатков

Определение алгоритма работы над фильмом

Урок 2. Тема: “Камера!.. Мотор!..”

Отработка дублей (1 этап, 25 минут)

1. Работа со схемами (Рисунок1, Рисунок2). (3 минуты)

Рис. 1

Рис. 2

Определение того, что прошли, чего достигли, что необходимо еще сделать

2. Моделирование мира съемочной площадки. (22 минуты)

Учащиеся обладают знаниями и умениями по созданию черепашек, по организации их движения с помощью личной карточки. На данном этапе необходимо рационально организовать свою работу (чтобы уложиться в отведенное время, чтобы статичные объекты не мешали движущимся актерам и т.п.)

Отсмотр снятых серий. (4 минуты)

Работу над каждой серией предполагается выполнять в парах (одна пара – одна серия) следующим образом: одну и ту же серию делает каждый участник пары (количество компьютеров это позволяет). После завершения работы над серией участники пары демонстрируют друг другу свои произведения и выбирают вариант для представления.

Закрытый просмотр. (8 – 10 минут)

Просмотр серий можно осуществить следующим образом: каждую серию с конкретного компьютера выводить на экран через проектор.

Для принятия решения о выводе фильма на широкий экран, либо об отправке его на доработку.

Подведение итогов при продюсере (итоговая рефлексия) (1 – 3 минуты)

  • Что получилось? Что не получилось?
  • Каковы причины успеха или неудачи? Чему я смог научиться?
  • Насколько комфортно мне было работать?
  • Хочется ли мне снимать еще фильмы?

Формы контроля и оценки результатов урока

Оценки на первом уроке ставятся за предложенные проекты всем ученикам, можно поставить оценки некоторым ученикам, наиболее активным при проведении эвристической беседы.

Оценки за созданные серии ставятся с учетом работы в парах.

В конце урока можно предложить учащимся поделиться своими замечаниями и предложениями по выполненной работе одноклассников.

Задания на дом

Предложить варианты и способы объединения отдельных серий в единый фильм.

Фильм на данном этапе получился немой. Как его озвучить?

Методика применения в образовательном процессе

Данные уроки целесообразно проводить при изучении пропедевтического курса информатики (УМК Н.В. Макаровой) в разделе “Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления” после того, как будут изучены темы “Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней”, “Создание микромира и его обитателей” и “Организация движения Черепашки”.

В предложенных уроках большое внимание уделяется активной творческой работе учащихся, так как им представляется возможность самим создать собственный мультфильм.

Создавая проект, ученик выступает в разных ролях: сценарист, режиссер, оператор, декоратор.

Данная работа предназначена прежде всего для учителей информатики для проведения уроков, реализующих компетентностный подход в обучении.

Предложенные в работе схемы позволяют структурировать материал учебника, единым взглядом охватить большой объем информации, все этапы работы.

В зависимости от количества часов, отводимых на предмет данную работу можно провести в 6 или 5 классе.

Опыт применения

Данные уроки были проведены с учащимися (открытые уроки при защите на квалификационную категорию), показали свою высокую эффективность, заслужили положительную оценку присутствующими педагогами. Дети с удовольствием участвовали в предложенной им игре, создали анимационный фильм “В поисках сокровищ” (Рисунок3, Рисунок4), в котором искатели мечтали найти клад, а в результате обрели крепкую дружбу. Учащиеся работали в команде, видели конечную цель, и каждый приложил для ее реализации максимальные усилия, чтобы не подвести остальных участников проекта.

Рис. 3

Рис. 4