Экологические проблемы. Природоохранные технологии, вторичное использование промышленных и бытовых отходов.

Разделы: Технология, Администрирование школы


Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению работ)

Форма урока: творческая научно-практическая лаборатория.

Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.

Цель урока: Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных. профориентационных, социальных задач - раскрыть и показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя (самореализоваться) и добиться успеха.

Образовательный аспект:

- выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации;

- проводить экспертизу экологического материала, экологический мониторинг, исследование;

- учить применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов;

- ознакомление с многообразием, особенностями и возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов;

- пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной обработки материалов;

- использовать различные технологии для создания изделий;

- выполнять самостоятельно изделия декоративно- прикладного творчества в доступных техниках;

- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;

- работать на компьютере по воссозданию идей;

- оценивать и защищать выполненный проект;

- формирование умений работать с информационными ресурсами (журналами мод, рукоделие, работа с Internet, компьютерными и телекоммуникационными средствами);

Развивающий аспект:

- совершенствование умений и навыков расширение представления учащихся о дизайне;

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;

- способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;

- совершенствовать навыки культуры труда;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательный аспект:

- развитие интереса к изучению народных традиций, художественных ремёсел России, Кубани;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и - взаимопомощи, ответственности;

- продолжить воспитание интереса к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества; аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия;

- способствовать профессиональному самоопределению.

Профориентационные задачи:

Развивать представления учащихся о характерных особенностях труда людей разных профессий: эколог, дизайнер интерьера, художник-оформитель, художник-декоратор.

Межпредметные связи: экология, информатика, изобразительное искусство, физика, химия

Материально-техническая база: 3 компьютера, мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение:

1) учебно-техническая документация: инструкционно- технологические карты для работы

2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания , тесты, кроссворды, рисунки, карандаши, фломастеры, дидактический раздаточный материал по разделу

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Проектные. Вербальные. Проблемные. Исследовательские. Совместный поиск Эвристические. Мозговой штурм. Креативные. Когнитивный. Дифференцированные наглядные (демонстрация, презентация в программе Power Point), практические (тестирование на компьютере, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.),

Оформление кабинета: творческие проекты выполненные учащимися, выставка готовых работ; образцы материалов и инструментов; раздаточный материал.

Оформление доски: тема урока,

  • Пословица “Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”,
  • “Красота спасет мир”. Ф.М.Достоевский

Для лабораторно-практической работы:

  • клей “Дракон”,
  • декоративные шнуры,
  • бисер,
  • бусы,
  • пластиковые баночки,
  • металлические коробочки,
  • ножницы,
  • кисти,
  • перчатки.

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Активизация знаний учащихся по теме урока.

Сегодня почти в каждом доме, в каждой Кубанской есть произведения народных мастеров - ковры, изделия из дерева, керамики, кожи. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные изделия, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья.

На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.

“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.

Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?

- Давайте мы обратимся к природе и посмотрим , что нас окружает?

- А в каком состоянии находиться местность вокруг нас?

- Чем мы можем помочь ей?

III. Формулировка темы. Постановка учебной задачи.

- А как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока, если мы говорим о состоянии окружающей среды и о подарках выполненных своими руками.

Ответы уч-ся:

Сообщение темы и целей учителем:

Презентация.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим и исследуем экологические проблемы города, природоохранные технологии и как вторично мы можем использовать промышленные и бытовые отходы. Слайд №1

1V. Обобщение и систематизация знаний .

1 .Экологический мониторинг

- За это дело взялись наши Экологи, Эксперты, Исследователи. (таблички)

Проведя экологический мониторинг, а он включает в себя три основные процедуры: наблюдение, оценка состояния и прогноз возможных изменений Слайд №2

Вывод: сообщения экологов, исследователей, экспертов.

Бытовой мусор в лесу, парках, на улицах.

Оставленный мусор – показатель степени культурности человека.

Брошенные банки и бутылки – смертельные ловушки для многих насекомых, кроме того, они будут очень долго (несколько лет) ржаветь. Для того, чтобы ускорить этот процесс, банки необходимо обжечь в костре, потом закопать (обожженная жесть распадается очень быстро).

Бытовое название всех видов пакетов из пленки – полиэтиленовые. Действительно, существуют пленки, изготовленные путем полимеризации полиэтилена и они практически безвредны для живых организмов. Но есть еще пленки из поливинилхлорида, и отличить их от полиэтиленовых крайне сложно. Как те, так и другие очень стойкие, сами они не исчезнут. Сжигать поливинилхлоридные пленки крайне опасно – при горении этих пленок выделяются диоксины, хлороводород, кадмий (одни из этих веществ являются канцерогенами, другие едкие).

Рекомендации

Поэтому не уничтожайте “полиэтиленовые” пакеты, сжигая их, но и не разбрасывайте Рядом с местом для пикника или туристической стоянки обязательно должна быть выкопана яма для мусора; после её заполнения или перед уходом с места стоянки яму надо аккуратно закопать.

Переработка бытового мусора и промышленных отходов

Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства и потребления, или более 530 т на каждого жителя страны. Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает приблизительно 5%, остальное идет на полигоны и свалки.

Кроме того, на территории России накоплено 1,1 млрд. т опасных отходов. К ним относятся радиоактивные отходы, пестициды, запрещенные к употреблению или пришедшие в негодность запасы химического оружия, диоксины, которые содержатся в отходах хлорного производства и целлюлозно-бумажных комбинатов. Слайд №3

В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д.

Поэтому сейчас много внимания уделяется безотходным технологиям.

Безотходная технологияэто такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействие на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования.

3. О Концепции краевой целевой программы “ОТХОДЫ”(Приложение №1) http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html Слайд №4

4. Экспертиза экологического материала

Экспертиза материала для работы показала, что все чаще технически “здоровые” изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых изделий

Показ материала для работ (пластиковые и металлические баночки, коробочки, и т.д.)

1V. Обобщение и систематизация знаний .

1. Повторение (компьютерный тест)- оценка “жетоны”-

Давайте мы с вами, посмотрим на эти материалы глазами дизайнера Кто такой дизайнер? Этапы развития дизайна в России? Виды дизайна?

Тестирование Алгоритм работы с “тестером” Приложение2 Слайд №5

ОБЗОР

  • файл “дизайн”
  • открыть

СТАРТ

  • регистрация (пишем фамилию или имя) - ОК
  • высветился вопрос – нажми правильный ответ из предложенных вариантов
  • тест закончили на ? ответ НЕТ
  • читаете свою оценку

ОЧИСТИТЬ

  • Закрыть тест
  • Оценивание жетонами.

2. “Дизайн” – лаборатория (проектная деятельность)

Определение перечня критериев - правила проведения экспертизы и оценки изделия.

Повторив о дизайне, мы с вами в нашей “Дизайн-лаборатории” освоим и другие профессии, знаниями которых должен владеть дизайнер.

Что в дальнейшем нам поможет при определении перечня критериев, которому должно удовлетворять сделанное вами проектное изделие

Кроссворд по экспертизе и оценке изделия Слайд №6

Люди какой профессии отвечают за:

1.Техническое совершенство- Инженер

2. Общественная потребность – Социолог

3. Эстетические достоинства – Художник

4. Удобство пользования - Эргономист

5. Затраты, прибыль - Экономист

Выработка идей, поиск возможных решений, планирование изготовления изделия Ведь скоро Новый год, Рождественские каникулы. Слайд№7 образцы идей

(Оценивание идей с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи отличной от других и соответствующих всем критериям)

V. Применение знаний, формирование умений.

Перед каждым стоит сегодня задача: проявить свою фантазию и воображение, сделать красивое изделие и продемонстрировать его.

1. Инструктаж по технике безопасности, правила работы

2. Демонстрация основных этапов технологической последовательности изготовления изделий Слайд № 8,9,

3. Индивидуальная работа учащихся: выполнение практического задания по технологической карте

4. Работа с картой индивидуального маршрута. (Приложение №3)

Карта индивидуального маршрута представляет собой таблицу с вариантами практического задания. Задания разного уровня и учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант задания. В конце урока в последнем столбце результат проставляется учителем или, в зависимости от целей урока, самими учащимися.

Физминутка

Во время практической работы учитель контролирует положение головы, тела, проводит упражнения на релаксацию шейно-плечевого пояса

(Здоровьесберегающие технологии).

VI. Контроль и рефлексия.

Выставка практических работ. (Презентация раннее выполненных) Слайд №10

Учащиеся представляют работы сделанные на уроке

Испытания в процессе использования. Самооценка. Трудности.

Анализ, комментарий учителя к каждой работе.

VII. Подведение итогов.

Примерные вопросы беседы:

  • Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
  • Есть ли в ваших домах такие работы?
  • С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
  • Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
  • Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
  • Украсят ли такие работы Ваш дом?
  • Где может найти практическое применение ваша работа?
  • Какие технологические операции нам еще предстоит сделать, чтобы изделие стало функциональным?

Чем помогли вы окружающему миру?

Умейте видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь как сказал писатель Ф.М.Достоевский: “Красота спасет мир”. Слайд №11

VIII. Домашнее задание.

Подготовить технологическую карту изготовления своего изделия и эколого-экономическое обоснование. Спасибо за урок

Оценивание в “Открытом журнале”

  Ф. И. ученицы теория тест практика итог
О

Т

К

Р

Ы

Т

Ы

Й

         
         
         
         
         
         
         
         
           
5 4 3 2 Ж У Р Н А Л

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Детская энциклопедия 2005г.
  2. Электронный учебник “Экология” 10-11 класс
  3. Учебник технологии10-11 класс Вентана-Графт
  4. Ресурсы сети Интернет http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html
  5. Сайт города Кропоткин
  6. Дополнительные ЦОРы:
  • Экскурсии по микрорайону для фоторепортажа.(обучение по применению с цифрового фотоаппарата)
  • Изделия подготовленные руками учащихся из материалов собранных на близлежащей территории МОУ СОШ №17 (Творческие проекты) – безотходные технологии.