Сообщение из опыта работы "Использование регионального компонента в экологическом воспитании детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”.

Для каждой территории (региона) характерны:

  • особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
  • пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
  • климат; флора и фауна;
  • природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
  • многообразие природных явлений.

Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что:

  • регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
  • регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.

Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

В начале работы перед собой поставила цель:

  • познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона;
  • приобщить к экологической культуре;
  • научить воспринимать природу целостно;
  • понимать доступные существенные связи между живыми организмами;
  • гуманно относится ко всему живому.

Задачи:

  • изучение методической литературы по данному вопросу;
  • определение возможности положительного использования работы по экологическому воспитанию детей;
  • систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе эколога;
  • определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.

Воспитатель–эколог должен обладать достоверными сведениями о природных особенностях окружения, историческим прошлым края. Для этого я изучила и провела анализ литературных и методических источников: Сударчикова С.Ф. “Общие вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г.; В.А. Горбунова, Л.А. Мишарина “Ориентировочная региональная программа знаний о растениях”, “Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья” - Иркутск, 2002, 2003 г.г.; эколого- биологический центр “Полевой практикум на экологической тропе”, “Памятники и памятные места Братска” справочник; Галазай Г.И. “Байкал в вопросах и ответах” - Иркутск, 1987г.; Герасимов В.Ф. “Город Братск и его окрестности”; опыт работы воспитателя ДОУ № 101 Костюченко М.П.

Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда.

Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания с детьми.

В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области.

Для экологического кабинета собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. В кабинете выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса.

Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др.

Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, набор пластинок и кассет, диапроектор с набором слайдов, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений. При проведении занятий предпочтение отдается комплексным и интегрированным, таким как “Медовая сказка”, “Воздух – невидимка”, “Волшебница вода”, “Осенняя палитра” и др., представленным в рамках методических объединений, городских конкурсов, дней открытых дверей для родителей, Недели педагогического мастерства. Наряду с занятиями проводятся опыты, игры, беседы. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы, рассказам педагогов и детей.

Свои знания о природе родного края дети показывали в игре КВН “Русский лес”, игре-шоу “Волшебный квадрат”, в викторинах “Гуляй, да присматривай”, “Знай и люби родную природу”.

Ежегодно проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях. Вместе с детьми родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика” и др.). В городских экологических конкурсах проектов “Мир глазами детей” родители также были непосредственными участниками. Они изготавливали для детей костюмы из упаковочного материала для конкурса “Мода из отходов”, участвовали в оформлении выставки из бросового материала, рисунков и плакатов: “Мой город Братск”, “День Земли”, “Мир похож на цветной луг”, “Оставим елочку в лесу”. За участие в городских экологических проектах коллектив детского сада получил дипломы 2 и 3 степени. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению педагогов, родителей и детей.

Индивидуальная работа с детьми проводится в свободное от занятий и прогулок время. Дети приходят в экологическую комнату для того, чтобы убрать клетки, покормить животных и птиц, понаблюдать за ними. Дежурство прививает у детей бережное отношение ко всему живому, дает новые знания.

С большим интересом дети занимаются в студии оригами “Волшебный сундучок”. Фигурки, выполненные в технике оригами, помогают детям изучать обряды народов Сибири, сказки, игры, песни; сочинять истории, знакомят с обитателями наших лесов. В процессе работы дети и знания получат, и фигурку освоят.

Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов Сибири. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников. С детьми подготовили выставку рисунков по теме “Байкальские сказки”, театрализованное представление “Бедовый орешек”, принимали участие в городском конкурсе, посвященном Дню работников леса “Таежная сказка” - получили диплом 2 степени.

Своей подборкой материала по краеведенью делилась на методическом объединении по познавательному циклу, на Неделе педагогического мастерства.

Проблемы регионализации образования и реализации регионального компонента обусловлены разными обстоятельствами, в числе которых нередко называют недостаточную учебно-методическую обеспеченность, отсутствие специальной подготовки у педагогов, разрыв Психолого-педагогической науки и педагогической практики. Естественно, что их разрешение возможно, если: постоянно повышать уровень профессионализма, создать учебно-методическое обеспечение, поддерживать тесную связь коллективов образовательных учреждений с наукой.

Работа, проводимая в ДОУ по использованию регионального компонента в экологическом развитии детей, способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживаний к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение.