Двоеверие на Руси. Обычаи, обряды и православные праздники весеннего цикла

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей в себя  пережитки язычества, 
    • подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными обрядами, легендами, играми.
  • Воспитательные:
    • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения  с духовным и культурными ценностями русского народа.
  • Развивающие:
    • продолжить работу формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.
  • Опытно-практические:
    • введение учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.

Оборудование: наглядные пособия с изображением праздника Пасхи и языческих богов, изображения храмов, в том числе оренбургских (региональный компонент), репродукция иконы Рублева «Троица», крест (распятие Иисуса Христа), рисунки детей, композиции, созданные учащимися, атрибуты для проведения игр.

Музыкальное оформление: М. И.Глинка «Жаворонок»,  П.И. Чайковский «Времена года (март, апрель)», церковная музыка,  музыка колокольного звона.

ХОД УРОКА

Модуль 1. Обряды и верования древних славян на Руси. Предвесенний праздник масленица.

Образ: Повторение об обрядах и верованиях на Руси. Учащимся задаются вопросы: что такое христианство? Когда оно появилось на Руси? Какие приметы связанны с приходом весны?
Создается образ весеннего настроения используя иллюстрации, рисунки учащихся, музыку Чайковского  «Времена года». Приход весны  связан с её зазыванием. Первым этапом зазывания была Масленица.

Анализ: Учащиеся  расшифровывают символику древней славянской мифологии, рассказывают о том, как и почему зазывали весну.
Масленица приходится как раз  на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертоносной мощью мрака и холода становилась все ощутимее: стоят оттепели, с крыш льёт капель, заметнее подрастает день. Убегало наводившее страх на всё живое чудище Морана, и её бегство было равносильно смерти вплоть до новой зимы. Появилось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Через века языческое  чудовище Морана превратилось в чучело Масленицы, которое сжигалось. А ему на смену приходила весна-красна  и её нужно было зазывать (Приложение 1).

Действие: учащиеся собираются в хоровод, в центре которого находится девочка, украшенная венком из зелени, и запевают песню под русские народные инструменты. Зазывают весну пением:

Весна, весна красная,
Приди весна  с радостью
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Так заканчивается анализ языческих верований древних славян.

Модуль 2. Религиозные праздники и языческие верования. Встреча весны

Образ: Необходимо связать представление о народных приметах с явлением природы, жизнью животных и птиц, с сезонными  изменениями в их поведении. 
Чтобы возник образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению, чтобы  придать эмоциональность уроку в этой части звучит произведение Глинки « Жаворонок». Возникает образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению.
Анализ: Учащиеся рассказывают об особенностях праздника «Сороки» в России и в своей местности.
В этот день Православная Церковь вспоминает сорок мучеников, которые по народному поверью торят путь – дорогу сорока утренникам (морозам). По примете, если все сорок морозов – утренников пройдут подряд, быть всему лету тёплому.
В этот день прилетает вторая весенняя птица – жаворонок, а с ней ещё сорок птиц.  
В честь их прилёта пекутся в этот день в каждой семье по сорока  жаворонков из теста.

Действие: Учащиеся инсценируют фрагмент праздника Печёных птичек раздают детям и они бегут закликать жаворонков, а сними и весну:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Затем все встают в хороводы и поют песни – веснянки:

Весну пора звать, зиму забывать.
Ай лели, лели, зиму забывать.
Зиму забывать, лето дожидать.
Ай лели, лели, лето дожидать.

Заканчивается действие крошением печёных жаворонков. Этот обряд напоминает языческое жертвоприношение и подчёркивает связь человека с природой, от которой зависти не только достаток в семье, но и сама жизнь человека и его близких. Именно поэтому русский крестьянин, как славянский язычник глубокой древности, задабривает землю и другие силы природы. Например крошит печеных жаворонков.

Модуль 3. Покров не лето, Благовещенье не зима

Образ: Связан со следующим весенним месяцем – апрелем. Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: «В апреле земля преет». «Апрельские ручьи землю будят». «Три дождя в апреле – тысячи дождей стоят.»

Анализ: В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещение. Вошло оно в христианский календарь в IV веке. На Русь Благовещение пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце X века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.

Благая Весть, Благая Весть…
Она как радостная песнь.
Родится скоро Иисус и мир собой спасет.
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет.

Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в религиозных праздниках языческие верования.

Действие: демонстрируются рисунки учащихся по этой теме.

Модуль 4. Предпасхальная неделя – «вербница»

Образ: учащиеся рассказывают об обрядах , предшествующих и сопровождающих Вербное Воскресенье. Так создается образ предстоящей жертвы Спасителя и подготовке к празднику Воскресенья. Верба на Руси – символ начала новой жизни . У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.

Анализ: в последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящиеся раздают священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди , держа в руках первые распустившиеся ветви , прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и тем самым , спасти людей от вечной смерти и вечных мук. Таким образом , ветка вербы служит у нас знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.

Действие: учащиеся показывают свои композиции с вербой.

Модуль 5.  Празднование христианского праздника Пасха

Образ: Чтение отрывка повести писателя И.Шмелёва «Лето господне» о праздновании Пасхи. Во время чтения демонстрируются иллюстрации празднования Пасхи.

Анализ: Разбирается символика праздника.
Что означает яйцо, почему оно красное. В религиозном смысле яйцо – символ постоянного возрождения. Но оно выполняет и функцию плодородия. Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.
В полночь Великая Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем, начинается крестный ход. На Пасху выпекают кресты.
На фоне церковной музыки учащиеся рассказывают о символике креста.
Из орудия  казни крест превратился в символ искупления и объект почитания. Его официальное почитание введено в христианство в IV веке.
Звучит аудиозапись «Библейская легенда о распятии Христа».

Учащиеся читают стихотворение А.К.Толстого:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами,
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый!..

Пасхальная радость есть радость вечной жизни. Так как службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма.

Храм – особое, отличное от других строений помещение, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему. Он состоит из трёх частей:
Алтарь – царство Божие (живёт Бог)
Купол – царство небесное (здесь живут ангелы)
Притвор – царство земное (живут люди).

Рассказ иллюстрируется  изображениями храмов России и ныне существующих и утраченных храмов родного края. Поясняется значение количества куполов на церкви. Один купол на храме означает единство Бога, два – Христос есть Бог и человек, три – Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой (триединство Бога), четыре – евангелисты (люди ,которые каждый по-своему, описали жизнь Христа. Их звали Марк , Иоанн, Матфей и Лука. Их книги называются Евангелие, что означает благая весть), пять – Бог и евангелисты.

На Пасху с колоколен храмов раздается звон , возвещающий о Воскресении Христа. Существует несколько видов звонов: благовест, трезвон, перезвон.

Звучит аудиозапись колокольных звонов и на её фоне читают стихи:

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют ,гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной
И мир внимает вести той.

Светлое Христово Воскресенье всегда было праздником любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес» и одаривали друг друга пасхальными яйцами.

Учащиеся рассказывают об истории приветствия «Христос Воскрес» и ответа «Воистину Воскрес».

Действие: звучит колокольный звон – благовест.
Учащиеся приветствуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами.
Празднование Пасхи начинается пасхальными играми. Учащиеся участвуют в играх. Затем идёт угощение пасхой и другими пасхальными блюдами и одаривание всех пасхальными писанками под звуки колокольного звона (Приложение 2).

Литература:

1. Народный праздничный календарь. Литературно-музыкальный альманах. Молодежная эстрада.1999 г.
2. Колесникова В. «Праздники Руси православной»  М.  «ТЕРРА» 1998г .
3. Забылин М. «Русский народ» М. Белый город. 2004 г.
4. Коринфский А. «Народная Русь». М., Белый город, 2006 г.
5. Шмелев И. «Избранное». М.,  Правда, 1989 г.
6. Журнал «Народное творчество».