Роль топонимов в создании художественного образа на примере произведений В.Я. Евтушенко

Разделы: Литература


Современное школьное филологическое образование трудно представить без обращения к потенциалу литературного краеведения. Ученики должны увидеть не только масштабные горизонты мировой, отечественной литературы, но и произведения местных авторов. Без них представления о литературе и литературном процессе будет неполным. При изучении литературно-краеведческого наследия мы обращаемся к различным его граням, ищем и рассматриваем специфические художественные средства. Одно из таких средств – использование топонимов. Отметим, что наиболее эффективным изучение роли топономов в создании художественного образа именно на краеведческом материале.

Целью нашего исследования является оценка роли топонимов в произведениях Владимира Яковлевича Евтушенко. Нам предстоит ответить на вопрос, как географические названия Донского Белогорья превращаются в художественный инструмент.

Владимир Яковлевич Евтушенко – старейший воронежский писатель. В июле 2006 года ему исполнилось 80 лет. Это известный деревенский прозаик, дважды публиковавшийся в «Роман – газете», общие тиражи его книг превышают 6 миллионов экземпляров. Владимир Яковлевич показал красоту воронежской земли многомиллионной аудитории как нашей страны, так и Европы.

Предметом исследования стали следующие его произведения: «Гарусёновский летописец», «Журавль, упавший с неба», «Дыхание весны», «Белогорские соловьи», «Яблоня раздора» и другие.

Нами определены следующие особенности употребления топонимов писателем:

  1. использование реальных географических названий, когда Евтушенко не меняет названия населённых пунктов, урочищ. Например, Белогорье в повести «Журавль, упавший с неба», Басовка в произведениях «Дыхание весны», «Гарусёновский летописец»;
  2. «кочевание» одних и тех же топонимов из произведения в произведение: меняются герои, сюжеты, а названия остаются без изменений;
  3. использование вымышленных географических названий, которые основаны на реальных, легко узнаваемых. Например, Кошель–утёс в «Гарусёновском летописце» – это Кошелёва гора в Белогорье, хутор Подкурёнок в повести «На побывку в Подкуренное» – это хутор Куренное;
  4. видоизменённое название может быть связано как с художественным образом реального села – прототипа, так и перенесено на другой населённый пункт. Так, село Гарусёновка в «Гарусёновском летописце» основано на названии хутора Гарус, а художественный образ населённого пункта – это Белогорье 60-х гг. XX века.

Анализ произведений В..Я. Евтушенко позволяет распределить топонимы на следующие группы:

  1. реальные топонимы (Басовка, Карабут, Должик);
  2. изменённые топонимы (Подкурёнок, Гарусёновка, Кошель–утёс);
  3. вымышленные топонимы (Кондратова гора – вымышленное место, связанное с реальным пребыванием Кондратия Рылеева в Белогорье).

Представленная картина показывает отсутствие типичных названий сёл и деревень. Складывается впечатление, что автор избегает таких названий, как, например, Андреевка, Сергеевка, присутствующих на карте края. Это можно объяснить его вниманием к роли топонимов. Они служат средством передачи своеобразия места действия, позволяют подчеркнуть особенность территории, выделить из массы сел и деревень страны. В названиях звучит прошлое края, его культура. Использование же универсальных топонимов, например, Ивановка, Петровка, обезличило бы место действия в глазах широкого круга читателей.

Любопытен один из приемов изменения топонима автором. Читателю, не бывавшему в Белогорье, словосочетание «Кошелёва гора» ничего не говорит. Писатель превращает Кошелеву гору в Кошель-утес, и в результате мы видим героя «Гарусеновского летописца» Никоныча, защищающего от разработчиков карьера не безликую гору, а величественный природный памятник Кошель-утес.

Одному из урочищ Белогорья Евтушенко дает название «Кондратова гора». Это служит средством демонстрации исторической памяти народа, жителей села, хранящих предание о пребывании здесь Кондратия Федоровича Рылеева. Примечательно, что в Белогорье горы с таким названием нет, однако факт проживания декабриста хорошо белогорьевцам известен. Писатель вводит топоним «Кондратова гора», и это является одной из художественных деталей, характеризующих образ села, обобщенный образ жителя, человека, любящего свою родину, с гордостью хранящего старинные предания. Обратившись к теме топонимов как художественного средства, мы убедились в том, что под пером мастера географические названия придают неповторимость не только земле, но и живущему на ней человеку, ценителю исторического наследия своего села.

В заключение проиллюстрируем место топонима в художественном тексте Владимира Евтушенко первыми строками одного из лучших его произведений – повести «Гарусеновский летописец». Заметим, как писатель обращает внимание на красоту названий придонских сел. Топонимы звучат в унисон с мелодичным описанием донских ландшафтов, не выбиваясь из этой гармонии слов и образов.

Белые горы, опоясав каменной подковой Гарусеновку, её дома и сады, огороды и пойменный луг, подступают к самому Дону и тянутся правобережной грядой на десятки, сотни верст – к Колыбелке, Карабуту, Павловску, Семейкам, Мамону, Богучару и дальше на юг, куда несет свою тихую небесную синь старинная русская река. Меловые холмы местами, на крутых изломах, обнажились пиками-утёсами, стобами-дивами, схожими с дозорными витязями, облаченными в серебристо-чешуйчатый панцирь и белые остроконечные шлемы.
Кто знает, сколько лет, сколько веков несут свою молчаливую службу эти каменные стражи – побратимы Дона! (В.Я. Евтушенко. Гарусеновский летописец. М., «Современник», 1981, с. 3).