Экскурсия "Азбука дорожная"

Разделы: Работа с дошкольниками


Нынешнее время – беспокойное время, и статистика это подтверждает. Как известно, сегодня нашу безопасность и, главное, безопасность детей не гарантирует никто. Особую тревогу вызывают самые беззащитные граждане – дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, так как они ограничены в общении с окружающей действительностью. Задача педагогов состоит в том, чтобы не только оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В настоящее время есть возможность защитить себя и детей от несчастных случаев: достаточно изучить новую науку “Безопасность жизнедеятельности”. С основами этой науки следует знакомить детей с дошкольного возраста.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения может осуществляться несколькими путями.

Один из основных путей – непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя это отношения и делая выводы.

Предлагаемая форма работы – экскурсия – является одним из вариантов работы по ознакомлению, уточнению, дополнению и закреплению правил дорожного движения. Исходя из местных условий (индивидуальных особенностей детей, степень усвоения ими знаний и навыков, и др.), воспитатель может изменить ее и дополнить.

Экскурсия “Азбука дорожная”

Цель:

  • уточнить знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  1. Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, библиотека, почта и т. д. Познакомить с названием улицы, на которой находится детский дом – Ленинградский проспект.
  2. Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, знания о сигналах светофора.
  3. Закрепить знания детей, что машины движутся по проезжей части улицы. Познакомить детей с тем, что движение машин может быть односторонним и двусторонним, проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.
  4. Уточнить знания детей о том, что люди, которые передвигаются по улице, называются пешеходами. Закрепить знания детей, что пешеходы движутся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
  5. Закреплять правила перехода через улицу.
  6. Развивать память, внимание.
  7. Активизировать речь детей.
  8. Воспитывать ответственность за сохранение своей жизни, точность выполнения правил дорожного движения.

Ход экскурсии.

До экскурсии, на участке детского дома.

Воспитатель:

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь —
Зеленый, желтый, красный.(светофор).

Воспитатель:

Правильно, светофор. Он помогает регулировать движение, помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок.

Все водители и пешеходы должны действовать так, как говорится в стихотворении С. Михалкова:

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит;
“Проходите, путь открыт!”
Желтый свет — предупрежденье —
Жди сигнала для движенья.

Ребенок:

Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный,
На сигналы – погляди,
А потом – переходи.
Выполняй закон простой
Красный свет зажегся – стой,
Желтый свет – вниманье, жди,
На зеленый свет – иди!

Воспитатель:

Сегодня мы пойдем с вами на экскурсию, чтобы понаблюдать за работой светофора, а также узнать много нового о правилах дорожного движения.

На экскурсии.

Воспитатель:

Посмотрите, как много домов на нашей улице. Все они разные: высокие, низкие, в одних живут люди (показывает жилой дом), в других — они работают. В этом доме что находится? (Показывает на магазин.)

Дети:

Магазин.

Воспитатель:

Правильно. Здесь продаются продукты. На нашей улице, которая называется Ленинградский проспект, есть почта, библиотека и магазины, продуктовые и промышленных товаров и многое другое. Повторите вместе со мной, как называется наша улица.

Дети повторяют название улицы хором.

Затем воспитатель обращает внимание детей на движение машин.

Воспитатель:

Как называется часть дороги, по которой едут машины?

Дети:

Проезжая часть.

Воспитатель:

Если автомобили едут в одну и в другую
сторону, такое движение называется двусторонним. Чтобы не
было столкновения транспорта, проезжая часть бывает разделена сплошной или прерывистой белой линией. Если автомашины на улице едут только в одну сторону, то такое движение называется односторонним.

Дети и воспитатель наблюдают за движением машин.

Воспитатель:

Как называются люди, которые идут по улице?

Дети:

Пешеходы.

Воспитатель:

Мы пойдем гулять по улице, значит, мы будем пешеходами. Чтобы
на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.

Воспитатель предлагает детям определить правую сторону тротуара и пройти по ней, придерживаясь правой стороны.

Воспитатель и дети идут по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Затем воспитатель подводит группу детей к имеющемуся на улице переходу.

Воспитатель:

Проезжую часть улицы можно переходить только в специальных местах, которые называются пешеходными дорожками или переходами. Посмотрите, дети, на дороге нарисованы широкие белые полосы — это пешеходная дорожка. Как она называется?

Дети:

“Зебра”.

Ребенок:

Есть специальная разметка
“Зеброю” зовется метко -
Белые полоски тут
Через улицу ведут.
Чтоб дорогу перейти
Налево-направо сперва посмотри.

Воспитатель:

Тут же стоит знак “Пешеходный переход”. Только
здесь можно переходить улицу.

Ребенок:

Знак “Пешеходный переход”,
Где на “зебре” пешеход,
Ты на улице найди
И под ним переходи!

Воспитатель:

Что имеется у светофора?

Дети:

Сигналы.

Воспитатель:

Да, сигналы. Сколько их у светофора?

Дети:

Три.

Воспитатель:

Правильно. Что означает красный свет?

Дети:

Путь закрыт, идти нельзя, надо переждать.

Воспитатель:

Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно, путь закрыт.
Почему опасно?

Воспитатель слушает высказывания детей, уточняет их ответы.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему мальчик попал под машину, перебегая дорогу на красный свет? (ситуация)

Воспитатель:

Как бы вы поступили, оказавшись на его месте?

Воспитатель уточняет наиболее точные высказывания и приходит к выводу, что на красный свет переходить дорогу опасно для жизни, лучше переждать.

Воспитатель:

Как вы думаете, что означает желтый свет?

Дети:

Жди сигнала для движенья.

Воспитатель:

Молодцы! Можно ли идти на этот сигнал и почему некоторые люди, все-таки, переходят дорогу? А как поступили бы вы?

Воспитатель уточняет наиболее точные высказывания и приходит к выводу, что на желтый свет переходить дорогу тоже опасно для жизни, лучше переждать.

Воспитатель:

Кто скажет, при каком сигнале светофора можно пере
ходить улицу?

Дети:

При зеленом.

Воспитатель:

Зеленый вспыхнул впереди -
Свободен путь, переходи.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.

Воспитатель:

Кто из вас замечал, всегда ли на этот свет останавливаются машины? Почему некоторые из них не останавливаются? Правильно ли это?

Воспитатель выслушивает ответы, уточняет правильные. Подводит детей к выводу, что некоторые водители нарушают правила дорожного движения, создают опасность для пешеходов, не чувствуя ответственности перед людьми. Поэтому, когда загорается зеленый свет, нужно еще раз убедиться, все ли машины останавливаются, для этого еще раз посмотреть направо и налево и только после этого быстро переходить дорогу.

Воспитатель:

Представьте, вы спешите, а зеленый свет не загорается. Идет ваш автобус. Вам надо срочно на нем уехать. Как поступите в этом случае? Некоторые перебегают, нарушая правила движения, другие ждут сигнала зеленого света и спокойно переходят дорогу. Кто из них прав?

Обсуждение ситуации.

Дети наблюдают движение пешеходов и транспорта. Воспитатель комментирует действия пешеходов.

Воспитатель обращает внимание, что при красном сигнале на светофоре появляется красный “человечек” на пешеходном светофоре, при зеленом — идущий зеленый “человечек”.

После этого дети вместе с воспитателями (один — впереди колонны, другой — в конце) переходят улицу.

Воспитатель:

Сегодня мы узнали много нового и повторили знакомые правила. Кто что запомнил, расскажите!

Дети вспоминают то, что узнали на экскурсии.

Воспитатель и дети возвращаются обратно.

После экскурсии.

Игра “Светофор” проводится на участке детского дома во время прогулки. Обозначается переход. Выбирается ребенок, играющий роль светофора. Дети переходят улицу по пешеходным переходам, а светофор показывает им сигналы (красный, желтый, зеленый), соответственно разрешая или запрещая переходить.

Нарушители этой игры подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.