Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература


Оформление:

  • портрет писателя, портреты близких и родных поэта.
  • Репродукции картин.
  • Музыкальное оформление композиции.

Звучит мелодия “Осенней песни” Чайковского из альбома “Времена года”.

Слова учителя: Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф. И. Тютчева, послушаем чтение его стихов, романсы на его стихи, для кого-то произведения поэта станут ближе: кто-то проникнется его строками, а кто-нибудь только начнёт знакомство со стихами этого удивительного поэта.

Ведущий: Девятнадцатый век дал нам много замечательных поэтов, одним из них был Фёдор Иванович Тютчев. Л.Н. Толстой говорил, что “без его поэзии нельзя жить!”. Некрасов утверждал: “Верное, грациозное изображение природы”. Первые произведения Тютчева появились в журнале “Современник” в 1864 году под названием “Стихи, присланные из Германии”. С 18З6 по 1860 год – З0 стихотворений печатается в журнале “Современник”, но Тютчев ещё не знает признания. Лишь тогда он становится известным, когда выходит сборник “Русские второстепенные поэты”. Его творчество ценили и в артистической среде, он был поэтом для немногих.
Ведущий: Что мы знаем о нём? Родился Ф. И. Тютчев в усадьбе Овстуг (бывший Брянсккй уезд Орловской губернии). Здесь, в этом мире “благоговейной сосредоточенности”, пробудились воображение и ум, пробудилось то чувство природы, которое Тютчев сохранил в течение всей жизни.

Первое образование получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был Раич С. Е., молодой поэт и переводчик. А затем Московский университет, Словесное отделение.

Три имени в русской литературе того времени выделял Тютчев, о них как о “незабвенно-дорогих” писал он впоследствии: “Кому ж они не близки, не присущи – Жуковский, Пушкин, Карамзин...”

Университет Тютчев закончил за 2 года. Весна 1822 года – служба в государственной коллегии иностранных дел.

А затем назначение в Мюнхен сверхштатным чиновником при русской миссии. За границей Тютчев пробыл более 20 лет.

1826 год – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. Их дом становится в Мюнхене прекрасным оазисом.

Именно в эти годы написаны стихотворения, которые содержат его раздумья о жизни, о своём месте в современной исторической действительности. Некоторые из них можно назвать шедеврами лирики.

Silentium.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!...

Ведущий: А какая поэтическая и в то же время музыкальная картина предстает перед нами в стихотворении

Осенний вечер.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

183б год – около 20 стихотворений были посланы в Петербург через сослуживца князя Гагарина и 4 из них были отобраны А.С. Пушкиным и напечатаны в журнале “Современник”. Среди них “Весенние воды”, “Не то, что мните вы, природа”.

Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Не то, что мните вы, природа.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Ведущий: Жить за границей приходилось нелегко. Вот что шлет Тютчев своим родственникам: “Существование в Турине нагоняет скуку...”
Здесь же довелось пережить тяжёлую утрату. 28.08.1838 года умерла его жена Элеонора после болезни, вызванной катастрофой, которую она перенесла, возвращаясь на корабле из России с детьми. Начался пожар, вследствие этого суматоха. Элеонора Тютчева проявила полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье её было окончательно подорвано.

Смерть жены потрясла поэта, омрачив многие годы горечью воспоминаний:

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

Ведущий: 18З9 год – Тютчев женится на Эрнестине Дёрнберг, которая стала настоящей матерью для детей поэта...

В 1844-ом Тютчев возвращается в Россию. Он зачислен в ведомство Министерства иностранных дел. Для поэта это новый подъём его лирического творчества.

Из-под пера появляются подлинные шедевры:

* * *

Когда в кругу убийственных забот
Нас всё мерзит – и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас, – вдруг, знает бог откуда,
Нам на душу отрадное дохнёт,
Минувшее нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.

Так иногда, осеннею порой,
Когда поля уж пусты, рощи голы,
Бледнее небо, пасмурнее долы,
Вдруг ветр подует, тёплый и сырой.
Опавший лист погонит пред собою
И душу нам обдаст как бы весною…

* * *

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой...
Льётесь безвестные, льётесь незримые.
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Ведущий: Тютчев прожил за границей более 20 лет. Он говорил на немецком, французском языках. Но любовь ко всему русскому для него была превыше всего. И вот строки, посвященные русским женщинам.

Русской женщине.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдёт незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, –
Как исчезает облако дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...

Ведущий: 1854 год – первый сборник поэта. Во вступительной статье к сборнику много высказываний о творчестве поэта. И.С. Тургенев: “Мы не могли душевно не порадоваться собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением А.С. Пушкина”.

Это поистине художественные достижения...

* * *

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Не далеко до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

(Это стихотворение читается под музыку Чайковского из альбома “Времена года”, “Осенняя песня”).

Ведущий: Как и прежде, в этих стихах природа запечатлена в её движении, смене явлений. Как и прежде тютчевские пейзажи в стихах проникнуты напряжением и драматизмом устремлённости мысли поэта к тайнам мироздания и человеческого Я. Тютчев предстаёт перед нами как яркий представитель поэзии философской. Он стремился философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия... Сущность мира, по мнению поэта, это слепая, неразумная воля. Человек находится в плену у этого Фантома. Человек беззащитен и слаб. Образ Хаоса – первичное бытие, неразумная сила, управляющая жизнью человека. Он приходит к человеку в ночные минуты.

День и ночь.

На мир таинственных духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.

День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день – настала ночь,
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь.

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

Ведущий: А сколько философского смысла в стихотворении “Фонтан”.

По мнению поэта, человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит, Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.

Фонтан.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Ведущий: В зрелые годы Тютчев, не переставая быть поэтом мысли, всё
настойчивее ищет пути выражения чувств, переживаний и настроений – в многообразии их проявлений. В неповторимом движении. Такое чувство, как любовь, у Тютчева превращается “поединок роковой”, оставаясь вместе с тем чувством, бесконечно прекрасным, открывающим мир.

* * *

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, Очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей...

Ведущий: Эти стихотворения из цикла, посвящённого Елене Денисьевой. Увидел её поэт в Смольном, где учились его дочери. История их отношений драматична. Любовь в этом цикле – чувство роковое, неподвластное ничему. Любовь сродни хаосу. Поздняя любовь поэта – ровесница его дочерей. Их история любви длилась 14 лет. Эта женщина нашла в себе силы для неравного поединка со светской толпой, “убивающей” в конце концов её живое чувство. Поэт был около неё до самой смерти…

* * *

Любовь, любовь – гласит преданье
Союз души с душой родной –
Их соединенье, их слиянье,
И ... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Так неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...

* * *

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали.
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней убитый, но живой):
“О, как всё это я любила!”

Любила ты, и так, как ты любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи! И это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

Ведущий: К любовной лирике Тютчева относится стихотворение, посвящённое Амалии Крутенберг, которое впоследствии стало романсом.

* * *

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас.

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,
И то же в вас очарованье,
И та же в душе любовь!

(Романс исполняется под музыкальный аккомпанемент).

Ведущий: Большую часть жизни поэт прожил за границей, но никогда не забывал Россию, родной язык, тревожился за свою Отчизну, переживал... Сам поэт говорил: “Я больше всего любил Отечество и поэзию...”

* * *

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить...

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Ведущий: И хотя по своим взглядам Тютчев был монархистом, находил силы критиковать, быть недовольным деяниями монархов, об этом его стихотворение “Эпитафия на смерть Николая”.

Эпитафия на смерть Николая.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Ведущий: А время идёт, и поэзия Тютчева остаётся с нами и по-прежнему удивляет нас своей искренностью...

* * *

Душа моя, Элизиум теней,...
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных,

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою.

Ведущий: А вот эти строки будут Вам напутствием.

* * *

Не рассуждай, не хлопочи,
Безумство ищет, глупость судит,
Дневные раны сном лечи,
И завтра быть тому, что будет.

Живя, умей всё пережить,
Печаль, и радость, и тревогу,
Чего желать, О чём тужить,
День пережит – и слава Богу!

Звучит мелодия Бетховена “Лунная соната”.

- Подводятся итоги урока. Учитель благодарит ведущих, участников литературно-музыкальной композиции.