Эффективность логопедического занятия – стимул к успеху учителя и ученика

Разделы: Общепедагогические технологии


На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном и речевом развитии.

В настоящее время в школе-интернате особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой деятельности.

В развитии детей с речевой патологией, как и в развитии, умственно отсталых детей, существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, на собственную недостаточность, и в процессе развития, в процессе активного приспособления к среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают недостатки. (Л. С. Выготский).

Для воспитания ребенка с интеллектуальной и речевой патологией важно знать, как он развивается, важна не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности. Ребенок с патологией не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность, как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка. (Л. С. Выготский).

Коррекционно-развивающее обучение направленно на исправление каких-либо дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. Речь в первую очередь идет не столько об усвоении знаний, умений и навыков, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых он будет усваивать программу.

Логопедические занятия в Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате строятся с учетом принципа развития динамичности восприятия, и предполагает построение логопедического занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Логопеды разрабатывают такие задания, при выполнении которых у школьников возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей, а кроме того развитию механизма компенсации различных психических и речевых функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающей к ребенку. Задача логопеда заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

На каждом из занятий ученики выполняют следующие задания:

– узнайте и назовите предмет. (Что это? К какому обобщающему понятию он относится?;

– определите его главные свойства и отношения между ними. (Какая форма? Какой цвет? Какой запах? Какой вкус? Какая величина? И т.д.;

– самостоятельно опишите предмет.

Существующая динамика заданий, предполагает активную работу различных комбинаций анализаторов. Разнообразие заданий будет побуждать ребенка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические и речевые функции, так и связи между ними. При таком подходе внимание учащихся фиксируется не на запоминании порядка описания, а на раскрытии способов обработки информации. Ребенок развивает свое восприятие, думает о том, как проанализировать объект, ищет уже имеющуюся информацию и т.п. Таким образом, постоянно упражняет свои психические функции, побуждая их к активной работе.

Задания, упражнения, предлагаемые логопедом, должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Создаются такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, непосильные задания.

Мы повышаем мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций логопеда, повышения значимости оценки, создание условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, мы комбинируем их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

На логопедических занятиях мы упражняем детей в различных видах деятельности:

– слушают и отвечают – беседа логопеда;

– думают и пишут – программированные задания;

– рассказывают – рассказ ученика;

– играют – кроссворды, задания игрового характера;

– читают – работа с текстовым материалом.

Для достижения эффективности работоспособности учащихся, мы, прежде всего, думаем о том, что будут делать логопаты в ходе каждого приема и метода.

Нами разработаны логопедические интерактивные занятия по развитию речи. Занятия апробированы на группе детей, имеющих диагноз ОНР – III уровня, 2 год обучения. У каждого из этих учащихся отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, словарный запас ниже возрастной нормы из-за недостаточности знаний об окружающем мире, недоразвитие фразовой речи, затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкции выражающих пространственные взаимоотношения. Присутствуют трудности программирования речевого высказывания. Некоторые учащиеся имели нарушение звукопроизношения, продолжается работа по их автоматизации в самостоятельной речи. Адамян Валерий имеет тяжелое речевое нарушение – алалия.

Свое занятие я старалась основывать на принципе поэтапного формирования умственных действий, т.е. переход от наглядно-образного и наглядно-действенного к организации действий во внутреннем плане (программирование речевого высказывания), реализация высказывания. Старалась максимально включить различные анализаторы, используя как можно больше разнообразной наглядности (зрительное восприятие, кинестетические ощущения, положение артикуляции губ и т.д.)

Работу на занятии старалась вести с учетом индивидуальных психических особенностей каждого ребенка, их работоспособности, особенностей моторного развития, уровня несформированности речи.

Учитывая быструю утомляемость, старалась проводить частую смену видов деятельности, а также старалась тщательно дозировать речевой материал.

Результат – цель занятия достигнута. Материал усвоен на 89%.

Обобщающее занятие по развитию речи: “Зимующие и перелетные птицы”.

Цель: Уточнить значения учащихся о зимующих и перелетных птицах. Расширить представления о них.

Учить, правильному согласованию существительных и прилагательных в роде числе и падеже, словообразованию и употреблению относительных прилагательных.

Обогащение словарного запаса путем усвоения новых слов и их значений.

Коррегировать мышление, память, внимание. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Иллюстрации по теме, шаблоны геометрических фигур, цветные карандаши, альбомные листы, рабочие тетради, ручки, мультимедийный экран, диск с презентацией.

Ход занятия:

I.Орг. момент.

Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Из шаблонов геометрических фигур, используя инструкции по центру, слева к, справа к, сверху, снизу, сложить фигуру птицы. Обвести шаблоны по контуру. Раскрасить получившееся изображение.

– Кого мы изобразили?

– На какую птицу похож наш рисунок?

II. Введение в тему.

Отгадать загадку. Отгадка появляется на экране.

В зоопарке, в тиши вод
Птица белая живет.
Взгляд ее, изгиб спины,
Все в ней дивной красоты. (Лебедь)

Маленький, серый, проворный,
Крошки у дома клюет.
Прыгает он по дорожке,
А подойдешь, упорхнет. (Воробей)

Вкруг ствола большой сосны
Шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный… (дятел).

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее… (синичка).

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь).

– Кого вы видите на экране? Назовите одним словом.

Сегодня мы продолжим разговор о зимующих и перелетных птицах.

III. Актуализация опорных знаний и представлений.

– Каких птиц вы еще знаете?

– Чем птицы отличаются от остальных животных?

– Все ли птицы живут на одном месте?

– Куда они улетают? Когда это происходит?

– Как их называют?

– Назовите перелетных птиц?

– Чем питаются ласточка, скворец, стриж?

Осенью, насекомые прячутся от холода. Они забиваются в щели заборов, в трещины в коре деревьев. Птицы, которые питаются мошками, жучками, улетают на юг, где всегда тепло и всегда есть пища.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?

– Чем питаются воробьи, вороны, дятлы?

Зимовать остаются те птицы, которые питаются семенами, шишками, ягодами, крошками, салом, крупой.

IV. Физминутка.

Упражнение на координацию речи с движением

Птички в гнездышке сидят (дети присели)
И на улицу глядят (поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят (шагают)
И тихонечко летят (машут руками)

V. Изучение нового.

Работа с иллюстрациями на экране.

Мы с вами много узнали о птицах. Знаем, что у них есть общего. Умеем их различать. Знаем, чем они питаются и где проводят зиму. Сейчас мы будем учиться составлять рассказ-описание по плану. Например:

Это ласточка. Она живет в селе и в городе. Может жить на берегах рек. Эта птица питается насекомыми. На зиму она улетает. Ласточка – перелетная птица.

– Назовите птицу.

– Где живет?

– Чем питается?

– Где зимует?

– Какая это птица?

(Такая же работа проводится и с зимующими птицами).

Упражнение в узнавании, различении.

– Скажите, как надо относиться к птицам? Почему?

Посмотрите на картинку. Что вы видите?

– Почему дети кормят птиц?

Давайте поиграем в игру “Узнавалка”. Послушайте внимательно задание. Узнайте птиц по описанию. Посчитайте, сколько их на картинке.

– Сначала прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они склевали сало.

– Рябину склевали пушистые птицы с красными грудками и синими кончиками хвостов.

– А после всех к кормушке прилетели две крупные серые птицы с черными крыльями. Они подобрали крошки и с криком “кар-кар!” улетели.

VI. Закрепление.

Программированное задание.

Работа в тетрадях.

– Спишите предложения. Допишите и подчеркните окончания.

Желтогруд… синички любят сало. Любим… угощение свиристелей – ягоды рябины. У клеста крепк… загнут… клюв.

– Напишите словосочетания по образцу.

Семечки арбуза – арбузные семечки.

Крошки хлеба – …крошки.

Семена ели – … семена.

VII. Итог.

– О каких птицах мы говорили?

– Что значит “зимующие” птицы?

– Что значит “перелетные” птицы?

– Есть ли зимой насекомые?

– Чем питаются воробьи, синички, вороны?

– Какие птицы питаются ягодами рябины?

– Какие птицы прилетали к кормушке?

Подведение итога занятия. Призы, поощрения.

Приложение.