Через технологию развития критического мышления – к креативному письму

Разделы: Русский язык


Традиционная система школьного образования не только не направлена на развитие личности учащегося, его творческих способностей, раскрытие индивидуальности каждого, но зачастую препятствует этому, “блокирует” проявление творческой активности. В результате творческие стремления школьников просто угасают. Доказано, что с возрастом творческие способности снижаются, тогда как интеллектуальные и жизненные растут. Например, исследования показали, что дети 6-10 лет обладают наибольшими предпосылками к творчеству по сравнению с подростками и взрослыми, но они часто оказываются невостребованными и утрачиваются. Если в первом классе – около 22% творчески одаренных детей, то к 9-му классу остается только 2-3% .

В связи с этим обозначается педагогическая проблема обеспечения условий творческой реализации школьников. Возможность создания таких условий я вижу в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование, как предлагает его Центр для одаренных детей “Поиск”, - это система свободного избрания деятельности ребенка, выражающаяся в удовлетворении его интересов, предпочтении, склонностей и способствующая его самореализации, культурной и социальной адаптации.

Выявляя одаренных детей, создавая условия для их развития, мы стараемся уходить от традиционных форм обучения, вводим новые технологии, чаще создаем ситуации творческого проявления.

Созданное в Центре отделение русского языка предлагает углубленное изучение предмета по трем дисциплинам:

  1. Практическая лингвистика
  2. Культура речи
  3. Различные виды творческих работ (9 кл.)
  4. Функциональные формы речи (10 кл.)
  5. Креативное письмо (11 кл.)

для учащихся очно/заочной формы обучения, а базовые знания по русскому языку учащиеся приобретают, обучаясь в группах по программе Львовой С.И. и Львова В.В.

Эта программа предполагает раскрытие творческого потенциала учащегося посредством овладения новыми знаниями по следующим разделам: “Речеведение”, “Текстоведение”, “Риторика”, “Культура речи”, “Стилистика”.

Творчески одаренным детям нужен и творческий учитель, который сможет отойти от стандартного урока и создать урок-диалог, класс-мастерскую, творческую лабораторию, где будут царить особое личностное общение учителя и ученика.

По данным ряда исследователей, высокие творческие достижения детей связаны с таким фактором, как уровень воображения в игровой деятельности.

С учетом этого, разрабатывая планы занятий, учителя включают на разных этапах урока различные виды игровой деятельности:

  1. Лингвистические разминки “Для любознательных”
  2. “В тетради Пети Двойкина”
  3. “Минутка для шутки”
  4. “В гостях у сказки”
  5. “Юный корректор”

Здесь в игровой форме подаётся этимология слов, ребята решают лингвистические задачи, разгадывают ребусы, шарады, создают мини-тексты лингвистических сказок, корректируют тексты с ошибками, выявляют сходства и различия между устаревшей и современной формой одного и того же слова. С увлечением не только играют в предложенные языковые игры, но и с удовольствием создают свои варианты игры. Для этих этапов занятий материал можно взять из книги для учащихся “Русской речи чудеса” Львовой С.И.

Словарная работа. “В тетради Пети Двойкина”

Предложите разные способы неправильного написания слова расчет так, чтобы при этом сохранилось правильное произношение слова. Ученые доказали, что существует более 150 вариантов таких написаний. А сколько сможете предложить вы?

Актуальность проблемы творчества в наши дни определяется особенностью современного этапа, когда человек постоянно оказывается в состоянии внешних и внутренних кризисов, выход из которых может дать только самостоятельное решение, творческое преобразование себя и мира.

Творчество – естественная природная функция, способность придумать и реализовать нечто новое. Эту функцию помогает выполнять такой психический процесс, как воображение. Развитость воображения – это и есть креативность.

Креативность – (от латинского creative – созидание, сотворение) творческая, новаторская деятельность, направленная на созидание.

Однако креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для педагога все дети должны быть потенциально креативными, важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.

Но мало выявить креатив ребенка, еще и среда, в которой их креативность могла бы проявиться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

В чем мы видим преимущество нашего образовательного пространства?

Небольшое количество детей в группе (10-12 человек) и продолжительность занятия (1,5 часа) позволяет создать творческую атмосферу, в которой может проявляться креативность каждого. А необычные формы урока помогают ребенку разбудить воображение: представить себя частью природы (листиком, снежинкой, первым цветком) и передать свои ощущения через слово.

Всегда с интересом и особым увлечением дети работают на занятиях, где мы применяем компьютерные технологии.

Для ребят помладше мы используем презентационные уроки, а тестовые и контрольные работы они выполняют индивидуально в компьютерном классе.

Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, методисты отделения русского языка пришли к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В процессе применения данной технологии происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, формируется направленность на самореализацию.

Основные стадии технологии развития критического мышления.

  1. Стадия вызоваучитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания по данной теме. Посредством мозгового штурма (лингвистическая разминка, синтаксическая пятиминутка, этимологический экскурс, решение кроссвордов, ребусов, шарад и т.д.) ученик легко погружается в предлагаемую проблему. А с помощью кластера систематизируются связи между объектами или явлениями.
  2. Стадия осмысления новой информации - прием инсерта - применяется при работе с текстом, содержащим теоретические сведения. Такая маркировка текста позволяет учащимся выделить то, что известно, что противоречит их представлениям, или является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.
  3. Стадия рефлексии помогает понять учащемуся и учителю, как усвоена тема, что узнали нового, на что еще следовало бы обратить внимание, чтобы теоретические знания стали практическими навыками.

Таким образом, технология развития критического мышления помогает быть открытыми для новых идей, целостно рассматривать ситуацию, способными оценивать, стремиться к получению новых знаний, искать альтернативу, выбирать и отстаивать свою точку зрения, научиться применять навыки критического мышления в жизни.

Методисты Центра не случайно взяли за основу разработок занятий по русскому языку технологию развития критического мышления через чтение и письмо, так как из этой технологии и вытекает креативное письмо.

Креативное письмо – письмо нетрадиционных жанров, особый тип сочинения, предполагающий нестандартность мышления автора.

Учащиеся создают тексты в таких жанрах, как Верлибр, центон, литературная стилизация (пародия на известные литературные произведения), сочинение-зарисовка, сочинение-ассоциация, сочинение-сновидение, похвальное слово, сочинение-реклама, дневниковые, автобиографические записи, эссе и др.

Основной целью креативного письма является самовыражение автора.

Креативное письмо предполагает свободу творчества, возможность реализации нестандартных идей, мыслей , ощущений.

Единственное ограничение подобных сочинений состоит в том, что креативность не должна быть только ради самого креатива, то есть сочинять необычно для того чтобы отличаться от других, выделиться – неправильно, да и вряд ли кому-нибудь из потенциальных читателей может действительно быть интересно подобное стремление автора самоутвердиться.

Задача автора креативного сочинения – показать собственное видение мира, субъективность ощущений, уникальность своего мышления.

Мы часто слышим фразы: “слог Пушкина”, “чеканное слово Маяковского”, “перо Гоголя”. В чём гениальность всемирно известных творений? В том, что великие произведения искусства не похожи на другие, хотя и подобны им.

Безусловно, креативное письмо требует от сочинителя лингвистической подготовленности, достаточной степени владения речью, зрелости мысли, так как без этого невозможно создание стоящего произведения, интересного для других людей. Поэтому по программе “Русский язык. Культура речи” в Центре “Поиск” является обязательным использование литературных и лингвистических игр, которые помогают войти в мир слова, развивают воображение, умение мыслить логически.

Пример творческих заданий:

Литературная стилизация

- определить какие произведения выбраны для пародирования, каким авторским произведениям подражают в данной литературной стилизации

Наша бабка громко плачет:
- Где мой козлик, где он скачет?
Полно, бабка, плачь не плачь -
В лес умчался твой рогач.
А живут в лесном поселке
Живодеры, злые волки.
И напали на него
Ни с того и ни с сего.
Повалили Козю на пол,
Оторвали Козе лапы,
Сгрызли спинку, шейку, грудь-
Козю нам уж не вернуть.
Тащит бабка по дорожке
Козьи ножки, козьи рожки…
-Ни за что его не брошу,
Потому что он хороший.

(А.Л.Барто “Наша Таня громко плачет”, “Уронили мишку на пол”)

Задание: составить шуточный рассказ в жанре доклада или летописи, былины или объявления в газете.

По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству.

Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Лучше всего вкус к слову у детей воспитывается на материале поэзии. Сразу хочу оговориться: я не ставлю своей задачей, научить детей писать стихи. Этому научиться нельзя. Стихи должны рождаться вдруг, сами собой, но ввести детей в мир поэтического творчества вполне возможно.

Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу – зарифмовать слова:

...лик

…миг

…осень

…проседь

Все эти “пробы пера” проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются, и дети переходят к сочинению двустиший, а далее дети сочиняют стихи на заданные рифмы.

На каждом уроке мы проводим “творческие пятиминутки”, на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими придуманные.

Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренности, увлеченности детей, их стремление выразить свои чувства.

С целью реализации творческого потенциала в Центре создан литературный клуб “Вдохновение”, где ребята встречаются с творческими людьми, предлагают свои творческие проекты и просто вдохновляются новыми идеями.

Осетия. Беслан.
Школа номер один.
Восемь часов утра.
Праздник. Спешит детвора.
Никто не знает пока,
Что ждет их впереди?
Но лишь закрываешь глаза,
Время, постой, погоди…
Ужас, крики и боль,
Пощады не проси.
Умирает малыш
У отца на груди…
Тут, как на войне!
Вместе слезы и кровь…
Мир расколот во мне,
Исчезает любовь…
Тут крики и боль,
Умирающих стон…
И хочешь забыть
Все, как страшный сон…

(Ланчу Софья 15лет, дипломант краевого поэтического конкурса “И божество, и вдохновенье…” 2006г.)

Лесная сказка

На лесной опушке
Cобрались зверушки.
И решили вместе
Новый год встречать.
Выбрали все елку,
Стали наряжать.
И вокруг зеленой
Петь и танцевать.
Вот из чащи леса
Вышел Дед Мороз.
Он принес в мешке подарки,
И зверушкам раздает:
Белочкам орешки,
Зайчикам морковь,
Рыжей Патрикеевне
Сладкий петушок,
Ну, а волку серому
Пряничный зайчонок.
Не принес он только мишке ничего,
Потому, что мишки
Спят в берлоге теплой
И об этом празднике
Не знают ничего.

(Денисенко Александра, 8 лет, участница фестиваля “Портфолио”)

Книга откроет тебе все границы,
Можно взлететь или в пропасть свалиться.
Можно открыть миров лишь границы,
Можно в эти миры погрузиться.
Можно открыть острова и планеты,
Можно построить большие ракеты.
Расположиться в стане врага,
И ухватить быка за рога.
Из книги узнаем мы все,
Только любить надо верно ее.

(Бурхин Денис,13лет, участник фестиваля “Портфолио”)

На нас, учителей, возложена особая миссия – помочь каждому найти свой путь, повести детей по дороге успеха, научить их искусству успешной жизни, работы, творчества.