Реабилитационный курс как составляющая непрерывного математического образования

Разделы: Математика


Математика один из тех предметов, освоение которых начинается в раннем детстве, в семье. Затем эстафету перенимает начальная школа, закладывающая фундамент математического образования. Средняя школа даёт углубленные знания различных математических разделов. Преподавание математики требует системного подхода и соблюдения преемственности при изучении предмета.

Я.А. Коменский представлял процесс обучения как единый путь познания, где каждое новое знание – результат приращения к уже имеющемуся. А.А. Кыверялг писал: “Под преемственностью в общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи следует понимать установление оптимальных связей между новым и старым в ходе усвоения, расширения и углубления знаний, умений и навыков обучаемых на более высокой ступени усвоения знаний, умений и навыков”. Внимание к принципам непрерывности, целостности и преемственности в образовании существенно возрастает при обсуждении вопросов, связанных с переходом учащихся на новую ступень государственной системы образования. В этот период к традиционным проблемам в образовании добавляются дополнительные проблемы переходного периода, в первую очередь связанные с адаптацией учащихся. В нашем колледже таких основных перехода два:

1. Основное общее образование – начальное профессиональное образование;

2. Среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование – среднее профессиональное образование.

Одной из организационных форм, призванных уменьшить адаптационные нагрузки в нашем колледже, является организация реабилитационных курсов по основным учебным предметам – математика, физика, химия, русский язык, а также реабилитационный курс по формированию общеучебных умений.

Данная работа посвящена описанию опыта проведения реабилитационного курса (объёмом 13 часов) по разделу “Математика”, который ведётся в первый месяц обучения студентов отделения начального профессионального образования.

В ряду других проблем, с которыми сталкиваются в этот период обучения преподаватель и студенты, наиболее выражены следующие:

  • разноуровневая и часто недостаточная подготовка учащихся по математике, одной из причин которой являются условия проживания в нашем регионе: большее число актированных дней в зимний период, короткий световой день, увеличение роста простудных заболеваний, что приводит к возникновению данной проблемы.
  • различный и часто недостаточный уровень развития учебных умений учащихся.

Попытку разрешения этих проблем мы видим в разработке и проведении такого реабилитационного курса, цель которого можно сформулировать так: Создать программу реабилитационного курса по математике, которая за достаточно короткое время позволит реализовать принципы непрерывности, целостности и преемственности в образовании, нивелировать указанные проблемы и успешней вести обучение на уровне начального профессионального образования.

Для достижения заявленной цели мы поставили, следующие задачи, которые выстроенные в логике последовательности проведения курса:

1. Диагностировать и провести анализ уровня подготовки первокурсников по следующим показателям: уровень знаний по математике, уровень общеучебных способностей, уровень развития предметных способностей (навыки счёта, скорость усвоения существенных математических операций);

2. На основании результатов диагностики и их анализа разработать план проведения реабилитационного курса (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, дидактический материал).

3. Организовать проведение реабилитационного курса в соответствии с разработанным планом.

4. В процессе ведения реабилитационного курса учесть возможность проведения коррекционных действий.

5. Провести контроль уровня достижения заявленной цели

Далее, кратко опишем практику проведения реабилитационного курса по математике.

Этап диагностирования проводится в течение первого учебного часа и включает в себя:

а) контрольное задание для студентов-первокурсников по ключевым разделам математики основного общеобразовательного курса.
б) специально подготовленный тест позволяющий оценить уровень общеучебных способностей (лабильность), доминирующие каналы восприятия учебной информации (аналитические, практические, наглядные) и уровень развития навыков счёта (Приложение 1);
в) тест определения скорости усвоения существенных математических операций.

Анализ диагностического этапа, проведённого в сентябре 2006/07 учебного года, дал следующие результаты:
а) Контрольное задание, содержащее 41 существенную операцию, в среднем выполнено 11 операций с разбросом результатов в 7 операций (т.е. вариация 64%);
б) Специально подготовленный тест оценил уровень общеучебных способностей у студентов-первокурсников как ниже среднего; выделил некоторое доминирование практического (от примера, по алгоритму) и наглядного каналов восприятия учебной информации; весьма слабый уровень развития навыков счёта;
в) Скорость усвоения существенных математических операций составляет 8-10 минут на одну существенную операцию.

Этот этап позволил спланировать и организовать проведение реабилитационного курса с более чётким выделением целей каждого учебного занятия и распределением учебного времени на достижение поставленных целей. Коррекционные действия направлены в первую очередь на некоторое варьирование применяемых методов обучения.

Выходное контрольное задание (аналогичное входному) дало следующие результаты: среднее число правильно выполненных существенных операций – 32; разброс – 7 операций (т.е. вариация 22% – существенно ниже); качество обучения – 87 % ((32/41)/0.9*100%).

Уровень развития учебных умений мы оцениваем только качественно. В заключении следует отметить, что в этом 2007/08 учебном представленный реабилитационный курс не претерпел существенных изменений. На наш взгляд, такой подход весьма эффективно решает поставленные задачи.

Литература.

  1. Морева Н.А. /“Педагогика среднего профессионального образования”. Издательский центр “Академия” 2003.
  2. Кустов Ю.А. / “Преемственность профессионально-технической и средней школы”. Издательство Уральского университета 2005г
  3. Кыверялг А.А “Сущность преемственности и ее реализация в обучении” Москва, 1997.
  4. Коджаспирова Г.М. / “Педагогика”. Москва, 2006.