Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник"

Разделы: Русский язык, Литература, Технология, Музыка


Цели и задачи урока:

Обучающая задача.

Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.

Познавательная задача:

Обобщить и повторить теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора.

Воспитательная задача.

Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.

Развивающая задача.

Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).

Психологическая задача:

Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учениц.

Тип урока. Урок интегрированный (технология, литература, русский язык, музыка)

Методы проведения урока. Игровые моменты, беседа, хороводы, работа в бригадах, практическая работа.

Домашнее задание.

  1. Учащимся работать над проектом по созданию своей кулинарной книги, куда собираются и рецепты по приготовлению блюд из капусты.
  2. Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах
  3. Составить перечень блюд из капусты.
  4. Найти загадки о капусте.
  5. Сочинить частушки о капусте.
  6. Подобрать лечебные рецепты с применением капусты

Оборудование: кухонный инвентарь, приспособления, продукты:

  • инструкционные карты, карточки- задания. (Приложение №1Приложение №2)
  • весы, три кастрюли, разделочные доски, терки, тарелки- крышки, ножи, гнет (банки с водой)
  • для хоровода: капуста с нарисованным лицом и в шляпке под покрывалом
  • на доске словарные слова: шинковать, капуста, фитонциды, брокколи, савойская, брюссельская, белокочанная.
  • выставка: “Кулинарные книги” учениц.
  • подготовить каждой бригаде для практической работы:
  • капуста свежая – 1 кочан; соль; морковь крупная – 1 шт.; яблоки – 2 шт.; брусника – 2 столовые ложки; лавровый лист – 3 шт.; - перец горошек – 3 шт.; клюква - 2 столовые ложки.

.План урока.

1. Орг момент урока. (звучит музыка Чайковский “ Времена года”,.

Вступительное слово: стихи об осени, о традициях и обрядах, связанных с осенними праздниками - учитель литературы

Хоровод - учитель музыки

2. Исторические сведения о капусте, “Капустнике”, - учитель литературы, ученики.

3. Практическая работа. Технология приготовления квашеной капусты, инструктаж- учитель технологии .

Закрепление темы. Работа группами по карточкам - учитель русского языка.

Современный “капустник”. Конкурс частушек, стихов, песен, загадок - учитель музыки.

4. Заключительная часть урока. Подведение итогов - учитель литературы, технологии, музыки. Слово жюри.

Приглашение гостей “капустника” на чай с пирогом.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит музыка Ф.И.Чайковского “ Времена года”.

Учитель литературы:

“Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы
С младых своих ветвей…”

- сказал об осени поэт А.С. Пушкин

Сегодня мы с вами собрались на “ капустник”, интегрированный урок, который будут вести три учителя. На дворе глубокая осень. Какие христианские и языческие праздники отмечают осенью?

Ученики перечисляют. Свадьбы, Воздвижение креста Господне, Покров.

Учитель литературы. На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвижения Креста Господня во многих местностях считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – день Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда наступали первые заморозки, то “Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает”. Праздник отмечали однодневным постом. Следующий праздник за Воздвиженьем - Покров, который отмечается 14 октября. Это пора осенних свадеб. Снежный покров ассоциируется со свадебным нарядом невесты. С Воздвижения начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которые длились до Покрова. .[4]

Учитель музыки. Девушки в “ капустники” в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. На Руси народ хранит свои традиции и обряды. Чтобы дело у нас спорилось, начнем “капустник” с хоровода.

Хоровод. Ученицы встают кружком вокруг предмета, спрятанного под покрывалом и исполняют хоровод:

Сами землю, землю мы копали,
Сами грядку, грядку насыпали.
Припев: Завивайся, капустка,
Завивайся густо-густо.
Сами мы рассадушку сажали,
Сами всходы, всходы поливали.

Припев.

Вот поспела, вот поспела
Стала сочной, стала зрелой

Припев.

Ученица подходит к предмету под покрывалом, спрашивает наклонясь:

- Что за скрип?

- Что за хруст?

- Это что еще за куст?

- Как же быть без хруста?

Это ведь.. .(покрывало падает и шикарно наряженная капуста сидит в центре хоровода), все хором: “ капуста” - и (показывают на наряженную капусту в центре хоровода)

Припев.

2. Исторические сведения о капусте.

Учитель литературы. Откуда произошло название капусты?

Слово “капуста” произошло от латинского слова “капут”, переводится – “голова”. Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. Об этом преклонении древних перед капустой говорят и строки из романа “ Евгений Онегин”: “ Живет, как истинный мудрец, капусту садит, как Гораций…” [5]

А что бы вы добавили о капусте?

Ученицы :

1-я. Квашенная капуста…. Кто не пробовал квашенной капусты!. Сегодня как и много лет назад , она занимает важное место в нашем рационе питания. Капуста очень ценный продукт питания. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.[2]

2-я. Салаты из нее содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А,В1,В2,В6,РР,К. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.

3-я. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы.

4-я Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная – белокочанная. . Белокочанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни. Свежие листья белокочанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам.

5-я. Сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли, улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство В капусте содержатся фитонциды, которые обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий стафилоккоков, туберкулезной палочки и другие микробы. [2]

Учитель литературы (заключительное слово, обобщение): С Воздвижения начали квасить капусту. “На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца”- народная пословица. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни и свахи высматривать невест. Чтобы понравиться жениху и свахе девушкам работать надо хорошо. Девушки знают: “Смекай девка про капусту, да помни про жениха”.[5] Сегодня представим, что свахи - наши гости, они же и жюри, будут оценивать вашу работу по бригадам и выбирать лучших хозяюшек.

3. Практическая работа

Учитель технологии: “ Готовь сани летом, а телегу зимой”- гласит русская пословица.

Заготовка продуктов на зиму для любой семьи большое подспорье.

А какие способы заготовки вы уже использовали в 5 классе?

Ученицы перечисляют. Замораживание, сушка, " огород на подоконнике"

- А как вы думаете, для чего заготавливают продукты?

Ученицы. Чтобы сохранить в течение долгой зимы.

Учитель технологии. Месяцы сентябрь и октябрь для крестьян и горожан самый сытный в году – это время подготовки домашних запасов на зиму. Квашение - один из способов заготовки и сохранения овощей впрок. Зимой мы пополняем запасы аскорбинки благодаря капусте, именно квашенной. Заквашивать (квасить)- подвергать брожению. Этот способ основан на превращении сахара, содержащегося во всех овощах, в молочную кислоту под действием молочно- кислых бактерий. Молочная кислота препятствует развитию гнилостных бактерий, предохраняет овощи от порчи. Соль обязательна при квашении, т.к. усиливает роль молочной кислоты, придает вкусовые качества.

В капустники собирались родственники, которые очищали капусту от испорченных листьев, мыли и парили деревянные кадки. Для рубки капусты в каждом доме было свое деревянное корыто и специальная сечка. Квасили целыми кочанами и приговаривали: "Вилки в ведро, руби серебро, сечи - мельчи, в кадку топчи". И мы сегодня на нашем “капустнике” квасим капусту.

Чтобы капуста была сочной, хрустящей, вкусной соблюдаем технологию приготовления, последовательность квашения капусты. Прошли сотни лет, а рецепт квашения капусты практически не изменился. Технология приготовления квашеной капусты (Приложение №1):

Учитель проводит вводный инструктаж по охране труда:

- ножи передавать друг другу рукояткой вперед;

- натирать на терке морковь не полностью.

- снимая верхние листья, осторожно обращаемся с ножом;

- во время шинковки следить за правильным положением рук;

Каждая бригада получает инструкционные карты (приложение №1), набор посуды и инструментов и приступает к работе.

Текущий инструктаж. Помощь в работе. Контроль выполнения правил охраны труда.

Уборка рабочих мест (дежурная 1 бригада)

Учитель технологии. А я, хозяйка, обязательно должна испечь пирог с капустой для гостей.

Во время практической работы звучит русская народная музыка

Учитель литературы. Закончившим практическую работу ученицам даются карточки - задания (приложение №2). В это время дежурная бригада наводит порядок на кухне.

Когда все соберутся, провести конкурс пословиц о капусте. Чья бригада назовет больше пословиц и поговорок. (Приложение №3) Следующий конкурс “Чья бригада найдет ответ первой” (Приложение №4, Приложение   №5)

Учитель технологии. Подводим итоги выставки кулинарных книг. Слово жюри.

Учитель литературы. А еще есть современное толкование слова “капустник”, название которого пошло от собраний в театре артистов с юмористическими представлениями, шутками, частушками и пр.

Учитель музыки. Давайте устроим “ веселый капустник”. Предлагаю конкурс частушек о капусте.

Какие пословицы, приметы, поговорки связаны с этими праздниками? Какие вы сочинили сами стихи и загадки о капусте?

4. Заключительная часть. Подведение итога урока.

Учитель музыки . Хорошо ли провели капустник с хороводами и песнями? Вы хорошо поработали и получили следующие оценки

Учитель технологии. Все ли вы умеете квасить капусту? (Оценивает)

.Учитель литературы. Много ли вы узнали нового о капусте, об истории, традициях и обрядах связанных с заготовкой капусты? (Оценивает.) Обращается к жюри: “Вы внимательно смотрели как квасили капусты девушки, выбрали ли достойных хозяюшек?”

Слово гостям и жюри (свахам).

Приглашаем гостей к чаю. Девушки становятся вкруг и поют хором:

К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря компот варили
Пироги пекли,
Мы не зря компот варили
Пироги пекли,
С картошкой пирог,
С клубничкой пирог,
А который самый вкусный-
С капустой пирог.

Всех приглашаем на капустный пирог!

Литература

  1. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). М. “Вентана-Граф”. 1999 г.
  2. В.М. Ковалев. “500 рецептов славянской трапезы”.
  3. Л.А. Трушкина “ Хрен да редька, лук да капуста”.
  4. Б.Л. Смолянский. “ Религия и питание”.
  5. Журнал “ Школа и производство”.
  6. С.М.Мартынов. Овощи + фрукты + меды = здоровье. Книга для родителей. М. Просвещение. 1993 г.
  7. Г.Д. Рыженков. Народный месяцеслов. М., Современник.1991.