Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Данная разработка может быть использована в качестве дополнительного материала учителями начальных классов, работающих по программе других авторов.

В разработке урока предложена частая смена деятельности учащихся на различных этапах урока с учетом их способностей, умственного развития. Так в одном классе собраны дети с разным уровнем развития способностей.

В разработке предложена работа в разноуровневых группах, что позволяет развивать познавательные интересы, творчество учащихся.

На таком уроке комфортно себя чувствует как слабый так и сильный ученик. Все задания учащимся даются по выбору, это позволяет каждому ребенку почувствовать себя личностью.

В разработке используется групповая работа. При работе в группе учитель проводит подготовительную работу:

– Каждая группа имеет номер.

– Каждый ребенок в группе выполняет определенную роль (организатор, хронометрист, секретарь, докладчик).

– Учитель на доске пишет начало и конец работы.

– На парте у каждой группы лежат карточки с заданиями, правила работы в группе.

– Лучше всего группы создать по усмотрению учителя (чтобы все члены группы совмещались психологически); критерием деления является уровень обучающихся.

– Перед началом работы учитель должен: четко проговорить ход и время работы; четко поставить в рамки (сказать, что существуют правила работы в группе); сформировать группы.

После окончания самостоятельной работы в группах учитель выслушивает каждую группу и подводит итог.

Цели:

  • Образовательные: Познакомить детей с рассказом В.Осеевой “Три товарища”; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; учить думать над произведением до чтения, во время и после чтения.
  • Развивающие: Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать устную речь учащихся, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  • Воспитательные: Воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать дружно.

Оборудование: учебник; карточки с заданиями по уровням для работы в группах; конверты с пословицами для работы в парах; для каждой группы правила работы в группе

Ход урока

I. Организационный момент

Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!

Повернитесь друг к другу и пожелайте хорошего урока.

II. Дыхательная гимнастика и артикуляционная зарядка

Дыхательная гимнастика

А) “Задуй свечу”

Представьте, что на парте стоят три свечи. Сделайте глубокий вздох и выдохните тремя порциями.

Представьте, что перед вами пирог и на нем 9 свечей. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечей.

Б) “В цветочном магазине”

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом.

В) На доске запись: “Ты все шуршишь, не спишь”

– Прочитать и придать своему голосу радостную интонацию, ласковую, гневную.

III. Проверка домашнего задания

 Чтение по ролям рассказа

– Правы ли были мальчики, высмеивая прохожих?

* Работа в парах

Перед вами части пословиц. Соедините стрелками, чтобы получились пословицы.

Чужой беде от того и наберешься
С кем поведешься жар загребать
Легко чужими руками не смейся голубок

Какая пословица подходит к рассказу? Как вы ее понимаете?

IV. Подготовка к восприятию

(На доске портрет В. Осеевой)

  • Кто знает, как зовут эту писательницу?
  • Какие произведения этой писательницы вы читали?
  • О чем пишет эта писательница?

Прочитайте название рассказа, который мы будем читать.

(Открывается запись на доске “Три товарища”.)

  • Не читая содержание рассказа, укажите, о чем этот рассказ.
  • Сейчас прочитаем рассказ и узнаем, о каких товарищах идет речь.
  • Как вы считаете, что значит быть хорошим товарищем?
  • Прочитав рассказ, вы узнаете, о каких товарищах идет речь.

V. Чтение рассказа “цепочкой”

  • Где произошел этот случай?
  • Как звали товарищей?
  • Почему Витя стоял в стороне?

VI. Выборочное чтение

Найдите в тексте, как отнесся к Вите каждый из мальчиков.

  • Что можно сказать о Коле, Мише?
  • Стало ли им жалко Витю?
  • Захотели ли они ему помочь?
  • Прочитайте, как нужно произносить слова Коли, Миши?
  • Хорошие товарищи были у Вити?
  • Какова главная мысль рассказа?

VII. Подготовка к чтению по ролям

  • Назовите действующих лиц
  • Перечитайте рассказ и определите границы слов действующих лиц.

VIII. Чтение по ролям

IX. Работа в группах

Я подготовила пословицы для вас, но очень волновалась.

Какие не могла вспомнить, а у некоторых вспомнила начало, а конец не помню.

Помогите мне.

1-й уровень. Собери из слов пословицы.

2-й уровень. Выбери пословицы, которые подходят к рассказу.

3-й уровень. Вспомни и запиши пословицы, которые выражают главную мысль рассказа.

  • Нет друга – так ищи, а найдешь – береги.
  • Дружба как стекло: расколешь – не соберешь.
  • Друг познается в беде.

X. Проверка

Какие получились пословицы?

О чем они?

Какие подходят к этому рассказу?

XI. Домашнее задание

Дома подготовьте чтение рассказа по ролям по выбору.

Вариант 1. Подготовить чтение отрывка по ролям.

Вариант 2. Подготовить весь рассказ для чтения по ролям.

Вариант 3. Подготовить весь рассказ для чтения по ролям и подобрать свои пословицы к этому рассказу.

XII. Итог урока

  • Какова главная мысль рассказа?
  • Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа?
  • Как вы понимаете выражение “настоящий товарищ”?

*Самооценка

Поднимите руку те, кто за свою работу не поставил себе оценку те, кто поставил бы “4”; те, кто поставил бы “5”.

(Выставляют себе оценку в дневник.)

XIII. Рефлексия

  • С пользой ли прошел урок?
  • Какие задания были интересны?
  • Что вызвало трудности?

Я довольна вами и вашей работой на уроке.

Поблагодарите друг друга за работу.

Урок закончен!