Педагогический проект "Подготовка всех участников образовательного процесса к организации и проведению ЕГЭ"

Разделы: Администрирование школы


Актуальность: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Для успешной сдачи ЕГЭ ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализа и планирования, рассуждения, выделения проблемы, презентации решения. Вместе с тем, стартовые возможности учеников неоднозначны, несформирована практика и культура педагогических измерений. Традиционно российская система образования развивалась как система, ориентированная на процессуальные нормы и стандарты. Введение ЕГЭ должно было создать условия для становления общероссийской системы оценки качества образования по конечному результату. Разногласия между традиционным подходом в оценивании и методологической основой ЕГЭ стали концептуальной основой данного проекта.

Цель проекта: обеспечение доступной, достоверной информации по организации и проведению ЕГЭ всех членов образовательного процесса

Задачи проекта: оказание психолого-педагогической помощи в подготовке учащихся к ЕГЭ; информирование родителей, оказание консультационной помощи; методическая, информационная, организационная и иная помощь учителю-предметнику по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Сроки выполнения проекта: один год

Этапы выполнения проекта:

1 этап – диагностический (сентябрь-ноябрь) – диагностика всех членов образовательного сообщества, выделение основных проблем . Диагностируется степень владения учителями тестовой технологией, степень информированности родителей о ЕГЭ,

определяются основные универсальные навыки учащихся.

2 этап – организационный (ноябрь-декабрь) – изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ, изучение и анализ инструктивно-методических писем по итогам государственного экзамена по различным предметам,проведение педагогического совета по вопросам ЕГЭ, выработка рекомендаций всем участникам образовательного процесса.

3 этап – организационно –практический (январь-март) : создание творческой группы учителей по реализации рекомендаций, полученных в ходе педагогического совета, разработка плана реализации проекта .

4 этап – практический (март-апрель) – проведение семинаров- практикумов для учителей предметников, проведение родительских собраний по информированию о целях и структуре ЕГЭ (Приложение №1), организация “ репетиционного” ЕГЭ, разработка электронных презентаций по проведению ЕГЭ по всем предметам (Приложение №2), психологические консультации, тренинги.

5 этап – аналитический (июль-август) – анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов, расширение рамок проекта (по необходимости)

Участники проекта: педагоги-психологи, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений и кафедр, классные руководители 11 классов, учащиеся 11 классов, родители.

Проблемное поле (риски проекта): несовершенство базисного учебного плана, недостаточное количество часов на изучение предметов, нелигитимность ЕГЭ по предметам, недемократичность (отсутствие выбора),нетехнологичность и субъективизм при оценивании (особенно части С), несовершенство Кимов (для общеобразовательных и профильных классов),недостаточное владение учителями тестовыми технологиями, “человеческий” фактор организаторов ЕГЭ, психологические особенности (трудности) как ученика, так и учителя- предметника.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: наличие специально подготовленных кадров: экспертов ЕГЭ, педагогов-психологов, педагогов, имеющих опыт работы в пункте приема экзаменов (ППЭ).

Методологическое: школа-участник федерального эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования с 2001 года. Экспериментально, задания в форме ЕГЭ выполнялись учащимися практически по всем образовательным областям. Материально-техническое: наличие достаточной базы компьютеров, свободный доступ к Интернет, специальный банк электронных тренинговых заданий по подготовке к ЕГЭ.

Показатели эффективности проекта, предполагаемые изменения: применение прогрессивных, в том числе тестовых технологий в учебном процессе, обновление содержания образования по всем предметам, смена профессионального самосознания учителя, повышение доступности высшего образования, обеспечение преемственности высшего и школьного образования, положительные мотивационные, психологические установки на ЕГЭ всеми участниками образовательного процесса, высокое качество знаний выпускников старшей школы, стабильно высокие показатели ЕГЭ.

Направления работы для практической реализации проекта:

Направление 1: работа с педагогическим коллективом. Задача направления- повышение профессиональной готовности педагогов к проведению ЕГЭ. Внедрение тестовой технологии на всех, начиная с начальной школы, этапах обучения. Обучение организаторов ЕГЭ.

Направление 2:работа с учащимися. Задача направления- качественная психолого-педагогическая подготовка учеников с сдаче ЕГЭ, повышение качества образования, обеспечение преемственности и доступности профессионального образования, развитие универсальных навыков.

Направление 3: работа с родителями. Задача направления- информированность родителей, психолого-педагогическая помощь и консультирование.

План реализации проекта

Мероприятие Сроки Ответственные
Раздел 1 Нормативно-правовое обеспечение
1. Изучение нормативно-правовой базы проведения ЕГЭ в 2008 году. Ноябрь-май Администрация школы
2. Подготовка локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей подготовку и проведение ЕГЭ:

- положение об итоговой аттестации

Положение о промежуточной аттестации

- инструкции для всех участников ЕГЭ

- приказ о подготовке и проведении ЕГЭ

Март-май Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Раздел 2 Работа с педагогическим коллективом

1. Проведение педагогического совета “Мотивационные установки всех членов образовательного процесса на организацию и проведение ЕГЭ” ноябрь Директор
2. Заседание методических объединений учителей –предметников по содержанию и правилам подготовки учащихся к ЕГЭ. Подготовка электронных презентаций по предметам по ознакомлению учащихся и родителей с особенностями сдачи ЕГЭ по предмету. январь Руководители методических объединений
3. Проведение инструктажей-совещаний по вопросам подготовки ЕГЭ:

- с классными руководителями

- с учителями-предметниками

- с учащимися

- с родителями

Январь-март Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
4. Подготовка и утверждение расписания, размещение документов на информационном стенде май  
5. Подготовка методических пособий (тренировочных тестов) по предметам март Руководители методических объединений
6. Контроль за своевременным выполнением программ Сентябрь-май Администрация

Раздел3 Работа с учащимися

1. Подготовка памятки для выпускника, участвующего в ЕГЭ Апрель Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
2. Подготовка информационного стенда для учащихся 11 классов Март Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
3. Создание консультационного центра для учащихся Январь Психолог
4. Оформление письменных заявлений учащихся выпускных классов о выборе экзаменов по ЕГЭ Март Классные руководители

Раздел 4 Работа с родителями

1. Общешкольные родительские собрания Январь Администрация
2. Индивидуальные консультации психологов “Как снять стресс экзамена” Март-май Психологи
3. Информационная встреча с экспертами ЕГЭ Май Администрация
4. Информационный стенд для родителей “Готовимся к ЕГЭ” Апрель Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
5. Организация горячей линии по проведению подготовки к ЕГЭ Апрель-июнь Заместитель директора по учебно-воспитательной работе