Программа предметной школы по химии "Перекрестки химии, физики, биологии и жизни"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Курс предметной школы: “Перекрестки химии, физики, биологии и жизни” рассчитан на 102 часа, и может быть применим для учащихся 9-11-х классов. Срок обучения 1-3 года. Он нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации об образовании и является дополнительным курсом прикладного характера, направленного на углубление теоретических знаний в системе естественнонаучного образования, на совершенствование практических навыков в области химии. Курс основан на программе О.С. Габриеляна “Химия 8-11” Дрофа 2004 г., но является модифицированной разработкой учителя химии МОУ СОШ №11 г. Новый Уренгой Гоманюк Ольги Васильевны. Курс состоит из основной части и практикума по решению химических задач. Отдельные разделы программы могут быть использованы как элективные курсы в 9-11-х классах.

Новизна опыта состоит:

1) в информативности используемого материала;

2) в разработках алгоритма поиска, глубины содержания, уровня научности и доступности, т.е. методического и дидактического реконструирования материала;

3) в новизне направлений и вопросов изучения.

Проблема, лежащая в основе разработки.

Для большинства учащихся 9 классов существует представление о физике, химии, биологии как об отдельных науках, не связанных друг с другом в единую систему естествознания. Поэтому помощь при работе над объединением знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, вокруг основополагающих понятий этих наук, понятий, которые входят в состав ядра естественных наук, в “золотой фонд” естественнонаучного образования является важной и значимой т.к. эти знания помогут детям сформировать единый взгляд на мир. “Практика – критерий истины”. Очень важно не только сформировать у ребенка отдельные знания, но и научить его пользоваться ими во благо человека. Исходя из этого, и возникла тема курса: “Перекрестки химии, физики, биологии и жизни”

Актуальность темы.

В сознании человека знания об окружающем мире не просто преломляются, как “солнце в малой капле воды”, они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в юношеском возрасте.

Не просто знания о природе, а глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение перед нею – вот что имеет воспитательную силу, может помочь человеку полюбить идею и истину, помогает ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ.

А в сегодняшней ситуации потери духовности, нравственности в нашем обществе, воспитание таковых качеств не только на основе слепой веры, а на основе Знаний, является не просто актуальным, а жизненно необходимым.

Физическое здоровье определяет духовное. Поэтому знания о культуре питания, очистке питьевой воды, биодобавках, Е-добавках, лекарственных средствах и т.д. являются сверхнасущными. Но уделить внимание всем этим вопросам на обычных уроках, пересыщенных научной информацией, не всегда возможно. Реализация таких задач должна осуществляться на дополнительных занятиях.

Цели программы:

  • развитие представлений о целостной картине мира;
  • гуманизация и гуманитаризация химических знаний;
  • выявление тесной взаимосвязи между изучаемыми теоретическими положениями и практикой жизни;
  • развитие любознательности, интереса к химии, обучению;
  • усиление интеграционных межпредметных связей с физикой и биологией;
  • развитие ребенка как появление новообразований во всех сферах психики – ума, воли, чувств школьника.

Задачи программы направлены на:

  • приобретение дополнительных знаний, умений и навыков решения нестандартных задач аналитического и расчетного характера, работы в химической лаборатории;
  • использование химических, физических, биологических законов в целях   здоровьесбережения, правильной организации быта;
  • актуализацию экологических проблем;
  • развитие умений правильного обращения с химическими препаратами в быту;
  • раскрытие химических секретов поварского искусства, косметики, парфюмерии;
  • повышение общечеловеческой культуры, нравственности;
  • демонстрацию практической связи естествознания с жизнью.

Разделы программы:

Основная часть (68 часов):

  • “Ее величество – Вода” (34 часа);
  • “Научная теория и практика” (17 часов);
  • “Химические кулинарные секреты” (5 часов);
  • “Здоровое питание” (4часа);
  • “Салон красоты” (4 часа);
  • “Медицинская академия” (4 часа).

Практикум по решению химических задач (34 часа)

Формы организации:

  • тематические занятия;
  • практические, лабораторные работы;
  • поисковая деятельность;
  • элементы исследовательской, проектной деятельности.

Основные методы и приемы:

  • эвристические беседы;
  • практические занятия;
  • семинарские занятия;
  • исследовательская работа;
  • викторины, интеллектуальные игры, внеклассные мероприятия;
  • самостоятельные, тестовые работы.

Контроль уровня обученности проводится в форме:

  • зачета;
  • тестирования;
  • собеседования;
  • семинара;
  • защиты проекта;
  • отчета по практической работе;
  • педагогического наблюдения.

Источниками информации для учащихся являются:

  • разработки учителя занятий предметной школы в печатном и электронном варианте;
  • конспекты занятий;
  • интернет-информация;
  • литература из библиотеки кабинета химии;
  • видеофильмы;
  • дидактические материалы.

Ожидаемые результаты обучения в процессе реализации программы:

  • уметь решать все виды задач, составлять уравнения ОВР различными методами;
  • уметь анализировать информацию, результаты наблюдения опыта, обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.

Реализацию программы считать успешной в случае:

  • выраженного интереса учащихся к ее содержанию, предмету химии, к самостоятельному поиску информации;
  • выбору химии в качестве выпускного экзамена;
  • высокого уровня качества знаний по предмету;
  • участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Тематический план

Основная часть

Тема

Кол-во часов

В том числе

учебных занятий

практических работ

зачетов

семинаров

Раздел 1. Ее величество – Вода.

34

24

6

2

2

Глава первая. “Вода удивительная и удивляющая”.

14

12

-

1

1

- Вода, природа и человек.

2

2

     
- Аномалии воды.

3

3

     
- Неизвестное об известном.

1

1

     
- Послание воды, тайные коды кристаллов льда.

2

2

     
- Кластерные структуры воды.

1

1

     
- О химических свойствах воды только в стихах.

1

1

     
- Теории происхождения воды на Земле.

1

1

     
- Биологическая роль воды.

1

1

     
- Всемирный день воды. Экологические проблемы Земли.

1

     

1

- О воде и не только. Викторина.

1

   

1

 
Глава вторая. Растворы и химические реакции в них.

11

7

4

-

-

- Растворение веществ как физический и химический процесс.

1

1

     
- Вода – уникальный растворитель.

1

1

     
- Реакции ионного обмена. Качественные реакции на катионы и анионы.

1

1

     
- Практическая работа №1. “Решение аналитических задач по обнаружению катионов и анионов.

1

 

1

   
- Практическая работа №2. “Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде”.

2

1

1

   
- Практическая работа №3. “Окислительно-восстановительные реакции в щелочной среде”.

2

1

1

   
- Практическая работа №4. “Окислительно-восстановительные реакции в нейтральной среде”.

2

1

1

   
- ОВР в жизни (фотосинтез, дыхание, круговорот веществ в природе, металлургия, электротехника).

1

1

     
Глава третья. Загрязнение воды и способы его устранения.

9

5

2

1 1
- Виды загрязнения воды, способы его устранения.

1

1

     
- Определение качества воды методами химического анализа.

1

1

     
- Практическая работа № 5. “Открытие ионов железа, марганца в растворе”.

1

 

1

   
- Практическая работа № 6. “Жёсткость воды. Устранение жесткости воды”.

1

 

1

   
- Ионообмен. Культура пользования бытовыми фильтрами.

1

1

     
- Минеральная вода: свойства, назначение.

1

      1
- Количественный анализ. Решение нестандартных задач.

1

1

     
- Внеклассное мероприятие. Ролевая игра “Суд над водой”.

2

    1  
Раздел 2. Научная теория и практика.

17

16

  1  
- Периодический закон в природе.

2

2

     
- Закон сохранения массы и энергии. Тепловые эффекты.

2

2

     
- Молекулярно- кинетическая теория.

1

1

     
- Квантовая теория.

1

1

     
- Явление изомерии и симметрии в природе.

2

2

     
- Закон сохранения электрического заряда.

2

2

     
- Электромагнитная картина мира.

2

2

     
- Физика веры.

2

2

     
- Миром правит Любовь.

2

2

     
- Итоговый урок.

1

   

1

 
Раздел 3. Секреты на кухне.

5

3

2

-

-

- На вопросы кулинара отвечает химия.

1

       
- Практическая работа №7. Приготовление раствора соли, уксусной кислоты с заданной массовой долей в домашних условиях.

1

 

1

   
- Химия и пища.

1

       
- Секреты приготовления различных блюд (их химическая природа).

1

       
- Чистка посуды. Химические и физические секреты.

Практическая работа № 8.

1

 

1

   
Раздел 4. Здоровое питание.

4

 

-

-

2

- Роль антиоксидантов, эмульгаторов, стабилизаторов для изготовления современных продуктов.

2

1

   

1

- Е-добавки. Современные продукты питания и здоровье Нации.

2

1

   

1

Раздел 5. Салон красоты.

4

-

-

-

3

- Зубные пасты. Миф и химическая реальность.

1

     

1

- Косметические средства. Ведущие мировые производители “здоровой” косметики.

1

     

1

- Парфюмерия.

2

     

1

Раздел 6. Медицинская академия.

4

-

-

-

4

- Белки, жиры, углеводы. Основные лекарственные средства на их основе и культура их использования.

1

     

1

- Витамины и современность.

1

     

1

- Биологически-активные добавки.

1

     

1

- Зайдем в аптеку.

1

     

1

Новизна направлений, вопросов изучения характерна для данной программы. Это отражено в программе и в тематическом планировании (приложение 1). Программа обеспечена учебными пособиями, разработанными автором- составителем (приложение 2).

Результативность занятий предметной школы представлена в приложении 3.

Практикум по решению химических задач (34 часа).

Тема занятия Кол-во часов
Тема 1. Решение задач на вывод формул веществ (5 часов).
Вывод формулы вещества на основе молярного соотношения. 1 час
Вывод формулы вещества на основе массовой доли элемента. 1 час
Вывод формулы вещества на основе продуктов горения вещества 1 час
Вывод формул углеводородов 1 час
Вывод формул кислородосодержащих органических соединений. 1 час
Тема 2. Задачи с использованием понятий “избыток-недостаток” ( 9 часов).
Расчеты массы продукта реакции на основе масс исходных веществ. 2 часа
Расчеты массы продукта реакции на основе количества вещества реагирующих веществ. 2 часа
Комбинированные задачи на избыток недостаток. 2 часа
Тема 3. Задачи на вычисление выхода продукта от теоретически возможного (4часа).
Вычисление массы, количества продукта, если известен выход продукта от теоретически возможного. 2 часа
Вычисление выхода продукта от теоретически возможного, если известна масса исходного вещества и продукта реакции. 2часа
Тема 4.Задачи с использованием понятий “массовая доля” (10 часов).
Массовая доля вещества. 2 часа
Массовая доля примесей в веществе. 2 часа
Массовая объемная доля вещества в растворе. 2 часа
Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. 2 часа
Решение задач по правилу “креста”. 2 часа
Тема 5. Решение комбинированных задач (9 часов).
Нестандартные задачи с использованием понятия

“массовая доля”.

2 часа
Нестандартные задачи с использованием понятия “Объемная доля”. 2 часа
Нестандартные задачи на выход продукта. 2 часа
Задачи на вычисление теплового эффекта реакции. 2 часа
Решение комбинированных задач. 1 час

Программное обеспечение.

1 Программа курса химии. О.С. Габриелян. 8-11 класс. Дрофа 2004 г.

Методическое обеспечение программы.

  1. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. Дрофа 2003г.
  2. О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. Дрофа 2002г.
  3. О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. Дрофа 2004г.
  4. О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Дрофа 2004г. 1-2ч
  5. О.С. Габриелян. Учебник. Органическая химия с углубленным изучением. Дрофа 2003 г.

Дидактическое обеспечение программы.

  1. О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. “Изучаем химию в 8 классе”. Тесты, проверочные работы. Москва 2002г.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов “Изучаем химию в 9 классе”. Тесты, проверочные работы.. Москва 2002г.
  3. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов “Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях”.  10 класс. Дрофа 2003г..
  4. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Г. Веденская. “Общая химия в тестах, задачах,  упражнениях” Дрофа 2003г.

Видеофильмы.

  1. Химия вокруг нас (видеокассета). Леннаучфильм.
  2. Химия 8 класс II часть. Вода. Тайна великого закона. Леннаучфильм. (видеокассета)
  3. Химический эксперимент. 8 класс. Фильм 3. Периодический закон, периодическая система Д.И. Менделеева, (видеокассета). Телекомпания СГУ ТВ 2006г. Органическая химия.Часть 1-5.
  4. Тайны воды. Научный фильм, (диск). Интернет-информация 2006г.

Литература.

  1. Э. Гроссе “Химия для любознательных”. Ленинград: “Химия” ,1987г.
  2. В.Ф. Дергольц “Мир воды”. Ленинград: “Недра”, 1979г.
  3. А.Г. Ильченко “Перекрестки химии, физики, биологии”, Москва: Просвещение, 1986 г.
  4. Н.П. Кононов “Критерии выбора”, Москва: “Никола. 21 век”, 2002г.
  5. И.А. Леенсон “Занимательные очерки по химии”, Москва: “Химия” 1987г.
  6. Э. Масару “Энергия воды”, Москва: “София”, 2005г.
  7. Э. Масару “Послание воды”, Москва: “София”, 2005г.
  8. П.А. Оржековский “Творчество учащихся на практических занятиях по химии”, Москва: “Химия” 1999г.
  9. В.А. Синюков “Вода известная и неизвестная”, Москва: “Знание”, 1987г.
  10. И.В. Петрянов “Самое необыкновенное вещество в мире”, Москва Педагогика, 1981г.
  11. В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. Физика веры. Санкт-Петербург, 2002г
  12. Ю.Я. Фиалков “Не только о воде”, Ленинград: “Химия”, 1976г.
  13. С. А. Шапиро, Гурвич “Аналитическая химия”, Москва: “Высшая школа” 1973г.
  14. Г.Б. Шульпин “Эта увлекательная химия”, Москва: “Химия”, 1984г.
  15. Интернет-информация.
  16. Журналы “ Химия в школе”: Л.Г. Авдеев “Минеральная вода – чудесный дар природы”.№2, 2007г;
    О.Э. Анацко “Уроки “Химия в нашей жизни”” №2, 2006;
    Е.Н. Ануфриева “Интегрированный урок “Гидросфера”” №7. 2001;
    Т.К. Васильева “О воде – только в стихах”. №10, 2006г;
    С.А. Демьянова “Оксид жизни – вода”. №7, 2001г;
    А.Г. Звездин “ Парадоксы воды”. №7, 2001г;
    Н.А.Золотова “Известная и неизвестная вода”. №8 2002г;
    В.В. Кавиева “Валеологический компонент”. №2, 2006г;
    Г.А. Капецкая “Интеллектуальная игра “Мир воды””.№2, 2006г;
    Г.Л. Маршанова “Аналитический семинар “Вода в природе и жизни человека””. №2, 2006г;
    М.А. Никитина “Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и её свойствах”. №1, 2005г;
    Л.В. Пацукова “ Слушается дело об аномалиях воды”. №8, 2002г;
    Н.И. Речкалова “Какую воду мы пьём”. №3, 2004г;
    Н.Ф. Церцек “22 Марта – всемирный день воды”. №3, 2004г;
    Я.М. Ячменцев “Самое удивительное вещество”. №7. 2001г.
  17. Химия в школе. Химия на досуге. Учение с развлечением. Рассказы о воде. Москва: Центрхимпресс, 2006г.