Разработка уроков краеведения

Разделы: География


Уроки проводятся в 8-м классе после изучения темы “Урал” или в 10-м классе в рамках курса “География Свердловской области”. Роль учителя: организация учебно-познавательного процесса, консультирование.

Цель уроков:

  • Развитие образного представления о географическом пространстве Свердловской области на основе знаний о закономерностях размещения основных групп полезных ископаемых.
  • Через ситуации общения определять степень географической правильности высказываний, диагностировать и корректно исправлять географические ошибки.

Оборудование: настенные карты Свердловской области, географические атласы Свердловской области, контурные карты Свердловской области, условные знаки полезных ископаемых, коллекции минералов, учебники “География Свердловсой области” В.Г.Капустина.

Учитель: Полезные ископаемые Свердловской области весьма разнообразны. У нас добываются почти все известные человеку полезные ископаемые.

Для изучения материала класс разделим на 10 групп. В каждой группе окажется по 2 ученика.

Следуя указаниям инструктивной карточки, учащиеся составляют полную характеристику своего полезного ископаемого, используя текст учебника, географический атлас, коллекции. Целесообразно предложить учащимся для составления характеристики следующие полезные ископаемые, которые являются наиболее значимыми для нашего хозяйства:

  • Железная руда;
  • Марганцевая руда;
  • Медная руда;
  • Алюминиевая руда;
  • Асбест;
  • Золото;
  • Платина;
  • Драгоценные камни на примере изумрудов;
  • Поделочные камни на примере малахита;
  • Поделочные камни на примере мрамора.

Пример инструктивной карточки для группы:

Что такое месторождение полезных ископаемых?

Промышленная классификация вашего месторождения полезного ископаемого.

История открытия месторождения в Свердловской области.

Каким знаком полезное ископаемое наносят на карту? Среди карточек найдите нужную вам.

География добычи полезного ископаемого в Свердловской области.

Где используется данное полезное ископаемое?

В коллекции минералов найдите образец заданного вам полезного ископаемого.

Нанесение на контур Свердловской области месторождений “своего” полезного ископаемого.

Домашнее задание: Подготовить рассказ перед классом о результатах своего исследования. Уметь показывать по карте месторождения заданного полезного ископаемого.

Дополнительное задание для личностно-ориентированного обучения: Если вы имеете возможность выхода в Интернет, проведите поиск материалов в сети.

На втором уроке по данной теме предлагается заслушать рассказы учащихся. Они сами распределяют роли в группе: один из них освещает теоретическую часть вопроса, другой - практическую. “Практику” необходимо продемонстрировать условный знак полезного ископаемого, найти в коллекции данное полезное ископаемое и на настенной карте области знаками отметить все месторождения полезного ископаемого в нашей области.

Остальные учащиеся в это время под руководством “практика” заполняют контур.

В результате урока на настенной карте и на контурах учащихся появляется новая карта - география добычи изучаемых полезных ископаемых.

Домашнее задание: для слабо подготовленных учащихся учитель может раздать кроссворды по изучаемой теме, для более подготовленных учащихся можно предложить кроссворд составить самим. В классах с углубленным изучением предмета или в 10 классах можно предложить написать эссе на тему “Моя малахитовая шкатулка”.

Хочется привести пример работы группы учащихся по теме “Золото”. 8 класс.

Месторождение полезных ископаемых – это естественное скопление минералов, экономически выгодное для их промышленной добычи и обработки.

Месторождения золота относятся к промышленному типу металлических и группе благородных металлов.

Первооткрывателем первого рудного золота на Урале был крестьянин – охотник Ерофей Марков. Жил он в селе Шарташ возле Екатеринбурга. Промышлял Марков и “по рудознатному делу” - искал дорогие каменья. В мае 1745 года им впервые были обнаружены знаки рудного золота. Находки свои Марков показал в канцелярии в Екатеринбурге. Более 2 лет прошло в страхе и тревогах для Маркова. Его арестовали и допрашивали, считая, что он сдал властям не все золото. Далее он был отпущен на поруки односельчанам. А в золоторудном районе началась промышленная добыча золота.

Знак золота – круг, наполовину заштрихованный.

В Свердловской области с севера на юг выделяются следующие золоторудные районы: Ивдельский, Турьинский (Воронцовское), Красноуральский, Нижнетагильский, Невьянский, Мурзинский, Рефтинский (Гагарское), Березовский. Наиболее крупные золотые россыпи распространены в верхних частях бассейнов рек Исети, Тагила, Режа, Пышмы.

Золото обычно используется в виде сплавов с другими металлами. Сплавы используют для золочения, изготовления ювелирных изделий, зубных протезов.

Золото – основной валютный металл. Содержание золота в ювелирных изделиях, монетах, медалях выражают пробой.