Открытый урок "Звук и буква А"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить со звуком и буквой “А”.
  2. Социокультурное наполнение категории “семья”.
  3. Развитие ориентации на добрые отношения в семье.
  4. Развитие позитивной мотивации на работу, общение в паре.

Социокультурный ряд: Семья. Благодарение. Добро.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • тетради для печатания;
  • карточки звуков;
  • картинки-образцы. “На что похожа буква А”.

Содержание урока:

1. Организация момента

2. Приспособление к теме. (Звучит музыка “Отчий дом” или “Березы”.)

Есть на свете земном
Родные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова:
“Мама”, “Родина”, … (семья)

Мама, Родина, семья – самые близкие и добрые слова.

Ресурсный круг.

- Как вы думаете, почему “семья” главное в жизни человека? Какие чувства представления у вас в душе возникают при воспоминании о своей семье?

Семья – это понимание (на доске любовь, доброта, уют, тепло, сочувствие, ласка, нежность, дом, радость)

Самые нежные, трепетные, ласковые чувства в семье вызывают новорожденные – маленькие, беззащитные человечки.

- Новорожденные – это начало новой жизни.

А новая книга, учебник, с которым мы познакомились на прошлом уроке – это тоже новорожденный – с которого начинаются новые знания, новые чувства, знакомства с новыми людьми.

3. Знакомство со звуком /а/.

- А почему любая азбука, букварь начинается с буквы “А” , а не “Б”, “В”, “Г”?

- Как вы думаете, какие первые звуки новорожденный слышит от мамы? (а – а – а) – укачивает, баюкает.

- Конечно звук /а/. Оказывается звук /а/, не только первый в азбуке, но и первый в жизни человека. Он слышит его от мамы, да и сам не прочь его прокричать, когда ребенок плачет он чаще всего проревывает звук /а/.

- В каких же случаях человек произносит звук /а/. Игра- изобрази чувства звуком /а/.

- убаюкай

- прокричи младенцем

- догадались, узнали что-то новое

- взвизгнули от боли

- пропеть

- Какое же имя мы дадим звуку /а/? Мы знаем, что в русском языке все звуки делятся на 2 группы.

- Какие? Согласные и гласные.

Посовещайтесь со своим соседом по парте и примите решение – звук /а/ - гласный или согласный.

- Поднимите необходимую карточку.

- Докажите правильность вашего решения. (дают характеристику).

- Какие главные слова дарит вам звук /а/.

стр. 4 рассмотрите картинки и назовите их.(ангел, аист, азбука, алмаз)

- Что общего между ними.

- Их объединяет не только звук /а/, но и слово “семья”.

- Объединяйтесь в группы и используя данные слова составьте предложение на тему “Семья”.

Алмаз – это один из самых драгоценных камней.

А семья, самое дорогое в жизни человека.

Семья дороже алмазов.

В каждой семье играют в различные игры, поиграем и мы: я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши столько раз, сколько услышите звуков /а/ в слове, если его не слышите, то не хлопайте. (можно играть в паре)

Дом, аист, бабушка, печь, мама, радость, страна, любовь, память, счастье, азбука, стол, дар.

4. Физминутка:

- А-а-а-заплакала Аленка.
- На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.

(Е. Благинина)

5. Знакомство с буквой “А”:

Звук /а/ обозначается буквой “А”

Дорисуй букву “А” до предмета, на который она похожа. – у каждого листочки( можно на домашнее задание)

Работа в тетрадях для печатания.

Сестра читать умеет
И с самого утра
Читает или пишет
Большую букву “А”.
А если в город выйдет,
Всю улицу пройдет,-
Все вывески осмотрит
И букву “А” найдет.
Аэрофлот, аптека, гастроли, гастроном.
Забралась наша буква почти на каждый дом.

- А наши большие и маленькие буквы “А”, “а” будут жить в своих домиках – клетках.

6. Закрепление изученного :

- Сейчас, хором, прочитаем слова, где есть буква “А” и поиграем с ними.

- Читаем.

- Я говорю предложение, а вы заканчиваете его подходящим словом из прочитанных.

У учеников должна быть хорошая…

Россия – Это большая…

Нас учит читать…

На крыше домов строит гнезда…

Уметь любить – это, для человека большой …

Самый близкий и родной человек - это…

Дети в семье – это большая радость…

- Детей в семье любят, о них заботятся, говорят добрые слова.

- Давайте прочитаем стихотворение, где о детях говорят ласково, с любовью. С чем их сравнивают?

- Чтение стихотворения.

7. Итог урока:

- В семье ласковые и добрые слова надо говорить не только детям, но и папе, бабушке, дедушке, сестренке или братишке, а самое главное мамочке.

- Прочитайте предложение о маме.

- Объясните смысл этого предложения.

Ресурсный круг:

- добрая, потому что она всегда меня жалеет

- а умелая, умеет хорошо готовить

- Есть ли в слове мама звук, с которым мы познакомились?

- Что вы сегодня можете рассказать маме, папе, бабушке и дедушке об этом звуке?

- Опиши букву, которая обозначает звук /а/.

- В каких именах у детей нашего класса есть звук /а/?

- В каких фамилиях?

- В именах ваших членов семьи?

- Какие добрые слова можете сказать своим родителям, но обязательно, чтобы в них был звук /а/. – ты моя радость, абажаю

- Какая у вас мама: умелая, добрая. /а/