Развитие творческих способностей ученика через учебно-познавательную деятельность

Разделы: Математика


Сегодня педагогам приходится искать эффективные средства повышения уровня интеллектуального развития школьника и формирования их творческих способностей.

Чтобы решить эту проблему, необходимо включить учеников в такую деятельность, которая требует акцентуации способностей. Для развития творческих способностей ученика надо его включать в творческую учебно-познавательную деятельность.

По тому насколько ученик овладел определённым объёмом знаний, умений, навыков, насколько развились такие психические способности, как память, мышление, насколько совершенствовалась его речь, сформировались нравственные качества, на какие нравственные ценности он ориентируется, можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы.

В нашем обществе многое делается для эффективности образования. Сегодня мы понимаем, что основная цель преподавания вообще и математики в частном, не состоит в том, чтобы сообщить ученику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорем и теорий. Необходимо строить преподавание таким образом, чтобы ученик стремился к добыванию новых знаний, к самостоятельному решению проблем, выбирая различные способы решения и стратегии их решения.

Основой для формирования качеств выпускника является познавательный интерес ученика. Надо отметить, что дети, приходя в 5 класс, считают интересным предметом в школе математику. В тоже время и «трудным». Первоочередная задача учителя помочь ученику безболезненно перейти в среднее звено, не потерять интерес к предмету, поверить в свои силы. Чтобы ученики не изменили своего мнения о математике, привлекаю их к творческой деятельности.

Во-первых, в 5-м классе на первых уроках детям даю задание написать сочинение о роли математики в профессии их родителей и в жизни. Ученики оформляют эти работы красочно, с фотографиями родителей, с рисунками. Эти работы затем показываю на родительских собраниях или на выставках, которые устраиваем в «День открытых дверей». В эти дни стараюсь показать, чего добился каждый ребёнок. Это выполненные кроссворды, ребусы, задачи, составленные самими учениками.

Известно, что содержание многих задач учебника детям не интересно. Поэтому ученикам предлагаю составить собственные задачи с рисунками. Ученики выбирают героями своих задач сказочных героев, героев мультфильмов. Вот некоторые из них:

  1. Винни Пух пошёл на день рождения к Кролику. У кролика было три килограмма мёда. Винни за первый час съел 3/5 мёда. А за второй час оставшуюся часть мёда. Сколько мёда съел Винни Пух за второй час?
  2. Принц пришёл к Белоснежке и подарил её 15 золотых яблок. 3/5 яблок она вернула ему. Сколько яблок осталось у Белоснежки?
  3. Винни Пух запасся мёдом на месяц. У него оказалось 110 килограммов. «Как много у тебя мёда!» - сказал ему Пятачок. «Но я ведь и для тебя приготовил.» - ответил ему Винни и отдал ему 0,3 своего запаса. Сколько мёда осталось у Винни?
  4. Решил кот Леопольд подружиться с мышками. У него было 3 килограмма сыра. 1/5 часть он отдал серому мышонку, а белому мышонку 500г. Какому мышонку досталось больше сыра?
  5. На соревнованиях девочка пробежала 90 метров. Это составляет 5/9 длины поля. Какова длина всего поля?
  6. Серый Волк погнался за Зайцем по трассе длиной 20 километров. Волк пробежал 3/5 трассы, а Заяц 16 километров. Догнал ли Волк Зайца?
  7. Красная Шапочка несла пирожки бабушке 28 пирожков. А навстречу ей Волк. Чтобы Волк не съел её, она отдала ему 2/7 всех пирожков. Сколько пирожков принесла Красная Шапочка своей бабушке?
  8. Алладин попросил Джина слетать из Аграбы в Каир. Джин пролетел 300 километров и сделал остановку. Оказалось, что он пролетел 1/3 часть пути. Каков весь путь Алладина?
  9. Карлсон весит 64 килограмма. А его пропеллер составляет 1/32 его веса. Сколько весит Карлсон без пропеллера?
  10. Папа Карло взял полено длиной 80 см. Для того, чтобы сделать Буратино, ему понадобилась 3/4 полена. Сколько сантиметров полена осталось?

Эти задачи мы рассматривали на заключительном уроке по теме «Нахождение дроби от числа и нахождение числа от дроби». Каждая задача иллюстрирована рисунками детей и оценивалось не только содержание, но и рисунки, а также решение задачи. Затем дети выбирали самые интересные на их взгляд задачи. Конечно задачи простые, но ученики старались выполнить задание, сделали яркие иллюстрации.

При изучении темы «Диаграммы» ученикам предлагается строить диаграммы с данными, которые не значимы для учеников и поэтому я предлагаю детям провести следующие исследования. Исследовать на сколько меньше или больше стало у тебя «троек», «четвёрок», «пятёрок» в процентном отношении и построить диаграмму по четвертям, затем сделать вывод о своей учебной деятельности. Учащиеся с удовольствием выполняют эту работу, обсуждают друг с другом, какие изменения они увидели. С целью привлечения учащихся к исследовательской деятельности, даю задание построить диаграмму по данным газетных или журнальных публикаций. При закреплении понятия проценты, даю задание определить: сколько процентов детей не пришли в школу, сколько процентов детей выполнили письменную работу на «3», на «4», на «5».

Использование результатов психологических исследований учителем.

Сельский школьник имеет меньше возможностей для своего развития. В селе нет театров, нет клубов, домов творчества, у сельского школьника уже круг общения. Основная масса родителей учащихся нашей школы имеют среднее образование. Всего 4% родителей имеют высшее образование. Очень многие из не уделяют внимания развитию способностей своего ребёнка. Проводя диагностику по выявлению творческих наклонностей, наблюдаем такую картину. У большей части детей слабо выражены качества, из которых складывается склонность ребёнка к творчеству. Поэтому коллектив учителей поставил перед собой задачу развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. На своих уроках математики стремимся решать эту проблему.

Например, в начале урока, проводим игры на развитие внимания, памяти, речи ребёнка. Это всем известные игры «Запомни число», «Пропусти число», исправление ошибок в данных заданиях, допущенных каким-либо сказочным или литературным героем.

Участвуя в одном из семинаров для учителей, я в роли ученика стояла у доски и поняла какой стресс испытывают ученики, стоя перед доской, классом, учителем. Поэтому всячески стараюсь поддержать ученика. Часто дети с места комментируют решение, а я сама пишу на доске. Это экономит время урока и сохраняет душевное равновесие ребенка. Ведь известно, что ничего не меняя в методах и приемах обучения можно повысить результативность обучения только за счет изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счет искренней веры в большие потенциальные возможности учеников.

Работа с учебником.

В настоящее время мы наблюдаем спад интереса учеников к чтению и это отрицательно отражается и на усвоении математики учениками. На уроках математики стараюсь чаще обращать внимание учеников к учебнику. Так, например, даю самостоятельно изучить доказательство теоремы и затем спрашиваю: «Какие известные определения, теоремы, леммы использовались при доказательстве?» Очень часто ученики не могут определить с чего начинать решать задачу. Спрашиваю учеников:

  • «А какую тему мы изучаем?»
  • «Какие новые знания мы получили?»
  • «Как мы их применим?»

Использование исторического материала на уроках.

При решении примеров даю задание найти решение подобного примера в учебнике и самому решить этот пример. Конечно это вопросы для учеников, испытывающих затруднения. То есть стараюсь построить работу таким образом, чтобы ученик поверил в свои силы. Участвуя в одном из семинаров для учителей, я в роли ученика стояла у доски и поняла какой стресс испытывают ученики, стоя перед доской, классом, учителем. Поэтому всячески стараюсь поддержать ученика. Ведь известно, что ничего не меняя в методах и приёмах обучения можно повысить результативность обучения только за счёт изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счёт искренней веры в большие потенциальные возможности этих учеников.

В конце четверти проводим уроки, на которых показываем достижения наших учеников. На эти занятия ребята готовят приветствия, сочиняют песни, стихи, оформляют визитные карточки своих команд, приглашаем родителей. Вот такую песню спели ученики 6 «Б» класса на таком уроке.

Вот и окончился год учебный,
Скоро пойдём гулять,
Но математику конечно
Не будем забывать
Ах, математика,
Ах, математика
Все теоремы, следствия, леммы
Будем мы повторять!
И в математике поможет
Наша Махпишовна,
Как доказать, решить задачу
Всё это знает она
Ах, математика!
Ах, математика!
Что за наука? Эта наука!
Ах, математика!

Будущее страны зависит не столько от политических деятелей, сколько от наличия в обществе талантливых, творческих, одарённых людей. А, значит, это будущее зависит от работы учителя, который раскрывает и развивает творческие способности ученика.