"Следствие ведут…" Окололитературная игра о детективах (8-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Оборудование:

  • видеомагнитофон,
  • отрывки из кинофильма “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”,
  • выставка детективов – видеокассет с известными экранизациями детективов,
  • ватманы (5),
  • маркеры,
  • фломастеры,
  • клей,
  • ножницы (каждая команда сама готовит комплект).

В игре участвуют 5 команд по семь человек. Команды имеют название, отличительную внешнюю черту одежды.

Ход игры

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим окололитературную игру-состязание между пятью командами, которое будет проходить в виде конкурсов на определенные темы. А сейчас давайте знакомиться.

2. Видеоролик – музыкальное вступление в фильм “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”

Так состоялось знакомство знаменитого сыщика и его друга, ставшего биографом его блистательных расследований. Теперь пусть команды представятся.

3. Представление команд.

4. Конкурс “Досье писателя”. Детективы любят все. Кто не восхищался проницательностью сыщицы-любительницы мисс Марпл, сметливостью Эркюля Пуаро, умом Эраста Фандорина и других великих литературных сыщиков! А ведь они взялись не из ниоткуда. Сначала появились писатели, о которых вам и придется сейчас изучить материал. Для сыщика очень важно уметь отсеивать главное от второстепенного, группировать и приводить факты в систему. Этим вы сейчас и займетесь

Задание: получив пакеты с материалами об одном из писателей, работавших или работающих в жанре детектива, скомпоновать, оформить на ватмане информацию о писателе по плану:

  1. Имя (псевдоним)
  2. Век, год или годы (если можно)
  3. Страна
  4. Герои (какие произведения, может быть, сколько романов и т.д.)
  5. Интересные факты

См. Приложение 1

5. Конкурс “Картотека”

Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. Здесь хранятся словесные портреты и особые приметы персонажей знакомых литературным героям. Я познакомлю вас с некоторыми. Вы должны назвать литературного героя по его портрету. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла.

1. Разыскивается исторический деятель ХVIII века. Отличается большим ростом, физической силой. Чрезвычайно гневлив. Был одновременно и политиком, и военным, и строителем, и плотником... Мечтал "прорубить окно" (догадываетесь куда?) и выполнил-таки задуманное. (Петр I).

2. Разыскивается мужчина средних лет. Имя – немецкое, без особого рода занятий. Особые приметы – любит рассказывать о необычайных приключениях, якобы происходивших с ним. Сухощав, на голове носит треуголку. (Барон Мюнхгаузен).

3. Разыскивается мужчина средних лет. Род занятий – капитан. Человек необыкновенного ума и одновременно странной и трагической судьбы. Ученый-новатор, загадочная личность, "гений моря"... Над судном, которым командует этот человек, реет черный флаг с вышитой на нем золотой буквой "N". (Капитан Немо).

4. Разыскивается герой преклонного возраста. Обладает обидчивым и мстительным характером. Много-много лет провел в заточении в необычном месте. Несмотря на то, что у него есть имя, мы называем его по отчеству. Основная примета – седая борода. (Хоттабыч).

5. Разыскивается юноша, прекрасно знающий основы религии. С детства живет в монастыре. На теле могут быть множественные раны и шрамы. (Мцыри)

Узнай  по нашему описанию литературного героя – знаменитого сыщика:

1. Мышление – его главное занятие, а логика – главное оружие. За минувшие сто лет он приобрёл поистине всемирную известность. На его адрес в Лондоне до сих пор приходят сотни писем из разных стран. (Шерлок Холмс)

2. Эксцентричный бельгиец, яйцевидная голова которого украшена роскошными усами. Гений сыска, наделённый сверхъестественной интуицией. (Эркюль Пуаро)

3. Старая дева, живущая в английской провинции, идеальная домохозяйка. Типичная представительница среднего класса. Не слишком образованна, но мудра  и  проницательна. (Мисс Марл)

4. Красивый молодой человек с седоватыми висками, холодными голубыми глазами и неулыбчивым ртом. Поклонник японской философии и кухни. Раскрывает самые запутанные дела. (Эраст Фандорин)

5. Этот детектив превосходно знает своё ремесло. Кристально честен, упорен в достижении цели. Внешне это грузный и таинственный человек с трубкой во рту. (Комиссар Мегре)

6. Конкурс “Версия”

При расследовании преступления порой фактов бывает мало. И тогда сыщик должен включить свою фантазию, т.е. отработать как можно больше версий. Условия этого конкурса напоминают мозговой штурм. Вы должны выдвинуть как можно больше оригинальных способов решения той ситуации, которая вам предлагается. На обсуждение – 1 минута. Версии команд не должны повторяться. Жюри оценит в 3 балла наиболее правдоподобные версии, в 5 баллов – самую точную, в 2 балла – самые смешные. Каждой команде дается три ответа.

История: На протяжении долгих лет итальянец Рио Казелли коллекционировал книги. Он собрал в своей библиотеке более десяти тысяч томов. Почему один итальянский поэт едва не покончил с собой, узнав, что все его книги находятся в коллекции Казелли? (Все дело в том, что Казелли коллекционировал только самые скучные книги.)

7. Конкурс “Железная логика”

Без умения логически мыслить, рассуждать ничего не получится ни у одного сыщика. Следующий конкурс покажет, кто же самый догадливый, умный и наблюдательный. Команды получают описание криминальной ситуации, которую должны решить.

Приложение 2

8. Конкурс “Улика”. Просмотр отрывка из 1 серии фильма “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”, эпизод у камина, рассуждения Холмса о важности мелочей.

Командам вручается по 1 фотографии и предлагается узнать по вещи ее хозяина. (Это фото вещей некоторых учителей).