Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
  • развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.

Оформление доски:

Записано:

  • обобщить, систематизировать…
  • закрепить умение….
  • развивать…

Словарные слова:

  • толерантность
  • иммиграция
  • эмиграция

Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237 (по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися

II. Опрос.

Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:

1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.

Работа по карточке № 1

Правописание Н-НН в разных частях речи.

В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  1. Дикови…ое происшествие
  2. Багря…ые закаты
  3. Дровя…ой склад
  4. Беше...ый ритм
  5. Ветре...ая девушка

2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.

Работа по карточке № 2

Правописание Н-НН в разных частях речи.

В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  1. Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
  2. В своих делах она была безукоризнен..а.
  3. В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
  4. В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

III. Работа учащихся с новыми словарными словами.

Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).

Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)

Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).

Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2006”):

Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?

  1. Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
  2. В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
  3. Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
  4. Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.

(ответ: №4)

IV. Работа по орфоэпии.

На слайде 4 записаны слова:

  1. ОксюмОрон
  2. НедопонЯвший
  3. ЗасОрит
  4. ИспОднизу

Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)

V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)

VI. Ответы учащихся, работающих у доски.

Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.

Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.

VII. Закрепление.

1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.

Тест

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. коноплян..ый 4. торжествен..ый
2. курин..ый 5. румян..ый
3. оловян..ый

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. стеклян..ый 4. серебрян..ый
2. деревян..ый 5. ветрен..ый
3. прян..ый

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. безветрен..ый 4. полотнян..ый
2. багрян.ый 5. овчин..ый
3. времен..ый

(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)

2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложено индивидуальное задание.

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  1. Смотрел рассеян..о.
  2. Облака рассеян..ы.
  3. Девочка рассеян..а.
  4. Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
  5. Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
  6. Работа комиссии хорошо организован..а.
  7. Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5. Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.

4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6).

  1. Смотрел рассеянно (наречие).
  2. Облака рассеяны (краткое причастие).
  3. Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
  4. Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
  5. Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
  6. Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
  7. Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)

Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.

VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.

Приложение 2 Текст В. Лакшина “Весь в письмах”.

Ответы. Приложение 3.

Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).

Осуществляется дифференцированный подход: двум сильным ученицам, победившим в районной олимпиаде по русскому языку, предложено индивидуальное задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту. Им предлагается примерный план сочинения- рассуждения.

План.

  1. Прочитать текст.
  2. Записать первые впечатления от прочтения текста (мысли, ассоциации, вызванные текстом).
  3. Тема текста (выделить предмет изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).
  4. Проблема (проблематика текста; сформулировать проблемы, поставленные автором, показать, как автор решает их).
  5. Идея (отразить основную мысль текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
  6. Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Ученица зачитывает созданный ею текст сочинения- рассуждения.

IX. Итоги урока.

  • Достиг ли урок цели?
  • Какие знания и умения закрепили на уроке?

X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.