Что значит "быть внимательным"? Развивающе-коррекционное занятие

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель:

  • дать учащимся понятие о том, что такое «внимательность», что значит «быть внимательным»;
  • воспитывать умение быть внимательным, выделять наиболее существенные признаки;
  • желание учиться интересно и увлекательно.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход занятия

1. Тренинг – настрой в начале занятия.

Слова произносятся негромко, но быстро.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

На прошлом занятии мы говорили о внимании.

  1. Что это такое?
  2. Может ли человек прожить без внимания?
  3. Что такое «внимательность»?
  4. Когда мы говорим о человеке «внимательный», что это означает?

Общение учителя после ответов учащихся (лекционный материал).

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность.

Внимательность – это совокупность в чем-то близких качеств человека: собранность, осмотрительность, осторожность. В их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело. Термин «внимательность» имеет важный смысл. Под ним понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внимательность стала в нашем языке синонимом заботливости, доброжелательности, доброты.

Быть внимательным – значит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, проявлять симпатию, уважение, признание, доброжелательность, интерес, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, проявить такт.

Желая выразить обиду, неуважение или неприязнь к кому-то, мы не «замечаем» этого человека. Нередко невнимание ранит сильнее резкого слова. Неприятно и демонстративное внимание. Бесцеремонное рассматривание – всегда результат невоспитанности и пренебрежения. Внимательность как особое качество личности во многом определяется всей историей ее воспитания.

Внимательность является своеобразным индикатором интересов и предпочтений личности: к чему-то она стремится, что ее привлекает и что она отвергает. К.Д. Ушинский в этой связи очень тонко подметил, что если мы хотим объективно узнать что-то о внутренней жизни, интересах человека, то должны присмотреться и прислушаться: к чему человек особенно внимателен.

Слово внимательность не однозначно. Быть внимательным значит формировать у себя такие ценные качества внимания, как способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание, осуществлять постоянный самоконтроль. Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания.

По мнению С. Соловейчик «быть внимательным – значит думать о том, что рассказывают, что рассказывают, а думать – значит задавать вопросы и отвечать на них». Потому, чтобы развить свою способность быть внимательным, когда это необходимо, нужно приказать себе: «После скучного урока я должен задать учителю два – три неглупых вопроса!»

Тот, кто это сделает, может не беспокоиться о внимании: он будет слушать учителя, не пропуская ни слова. От чего же зависит внимание? (от потребности, отношения, установки). Внимательность учащихся на уроке – залог успешной учебы. Внимание тесно связано с такими познавательными процессами, как память, мышление, воображение.

Развивая внимание и внимательность, мы развиваем и другие познавательные процессы.

Физминутка (выполняется стоя у парты).

Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – сядем и урок наш продолжаем.

Неплохим средством развития внимания могут служить игры на развитие внимания.

Предлагаем учащимся игры на развитие внимания.

Игра «Это правда или нет».

Цель: Развитие слухового внимания.

Задание детям.

Внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки.

1. Это правда или нет?

Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу -
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

(Перевод с болгарского А.Александровой).

2. З.Александрова.

Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку.
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там...
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.

Игра –«Хамелеон».

Цель: Развитие концентрации внимания.

Ход игры:

Педагог рассказывает, что хамелеон — это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, па котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Например, если хамелеон сидит на серой скале, он становится серым, если на зеленом листке, то зеленым и т. д.

Затем педагог задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске, на спине жирафа?

Дети должны отвечать быстро, после чего обсуждаются верные и неверные ответы. Можно изменить условия: побеждает тот, кто быстрее ответит, или тот, кто допустит меньше ошибок.

Задания на развитие концентрации внимания:

Дидактическая игра «Радио».

Цель: Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

Процедура:

Педагог, обращаясь к детям, говорит:

— Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?

Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!».

Тренировочные упражнения на внимание.

  1. Перед вами ряд чисел. Под каждым быстро напишите, сколько ему не хватает до 20: 8, 3, 5, 2, 4, 1, 9, 7, 6.
  2. Подчеркните слова, в которых слоги состоят из трех букв: пример, молоко, танк, тара, таракан, лак, пирамида, пирог, кол, колос, корова, игра, шорох, хорошо.
  3. Подчеркните слова, ударение в которых падает на второй слог: картина, завод, пример, отмель, откос, мороз, ком, машинист, машина, трава.

Обобщение учителя по занятию.