Педсовет "Проблем гуманизации в учебно-воспитательном процессе и роль учительского слова на уроке"

Разделы: Общепедагогические технологии


Идеи педсовета. Для успешного проведения учебно-воспитательного процесса важен учет и выполнение множества факторов: знание учителем методики преподавания, принципов обучения, учет возрастных и индивидуальных возможностей детей, в том числе, если говорить о стремлении учителя дать детям прочные знания и сформировать положительные качества личности, невозможно говорить о гуманном подходе к личности ребенка; определенном подборе методов, средств и приемов в обучении и воспитании каждого ребенка в отдельности и коллектива детей в целом.
В основе гуманизации – деловые и партнерские отношения между учителем и учеником, воспитанником, которые вместе достигают определенной цели, решают задачи обучения и воспитания.

Цели педсовета:

  • Выявление необходимых психолого-педагогических условий для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
  • Определение перспектив работы педагогов по развитию у учащихся мотивации успеха.

Функции педсовета: информационные, мотивационно-целевые, коммуникационные.

Технология: локально-модульная.

Форма проведения педсовета: доклад с обсуждением, деловая игра.

Каждый учитель имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие коллег.

I. Начало заседания педагогического совета

Коллектив учителей делится на группы, которые могут быть сформированы на основе:

  • Предметной принадлежности (математики, химики и т. д.);
  • Желания учителей работать совместно, по симпатиям педагогов;
  • Наличия лидера в группе, а также по другим признакам.

Сообщается тема педсовета, цели и задачи, объясняется порядок работы.

Замечание. Тема педсовета, тезисы и слайды демонстрируются на интерактивной доске. Это позволяет в ходе работы педагогического совета «не отклоняться» от намеченного плана.

II. Выступление зам. директора по НМР (доклад прилагается)

1. Гуманистическая концепция образования исходит из идеи самооценки личности, ее духовности и способности к саморазвитию.

  • 1-я ступень – начальная школа: развивать любознательность ученика и мотивацию на развитие познавательных интересов, помочь овладеть новой социальной ролью – ученика, реализовать стремление ученика быть успешным в учебе, игре, общении со сверстниками и взрослыми.
  • 2-я ступень – основная школа: поддержать стремление ученика быть успешным в учебе, общественных делах школы, овладение самостоятельными видами познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений учащихся, овладение методами адекватной самооценки и самоконтроля в познавательной, социальной деятельности.
  • 3-я ступень – старшая школа: овладение исследовательскими методами познания мира, самоопределение в личностном самосовершенствовании, познавательной деятельности, профессиональном продолжении дальнейшего обучения, самоуправление и самоорганизация в процессах познания и доброжелательном взаимоотношении с окружающими.

2. Гуманистические принципы воспитания

  • Педагогический оптимизм учителя в отношении каждого ученика (положительные задатки, способности есть у каждого ребенка)
  • Уважение личности ребенка. При анализе действий учащихся рассматривать личность в целом
  • Понимание его душевного состояния
  • Заинтересованность в судьбе ученика

3. Методы, приемы, формы в создании комфортных условий работы педагога

  • Создание эмоционального настроя (использование картин, репродукции, диафильмов, видеопрограмм, музыки)
  • Использование дидактических игр и игровых приемов
  • Обучение с использованием опорных схем, таблиц, знание алгоритмов
  • Методы положительной мотивации: поощрение, убеждение, соревнование, но и осуждение, порицание
  • Доброжелательный тон учителя, его такт и знание им индивидуальных и возрастных особенностей детей
  • Безотметочное оценивание результатов учебно-воспитательной работы, использование в работе рекомендаций психолога, встреча с родителями.

4. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.

Деловая игра. «Мотивационная и стимулирующая деятельность в обучении школьников».

Участники разделены на 3 группы (деление произведено в начале педсовета).

Выполнение и защита заданий.

Первое задание

Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учебе? (выбрать три ответа)

  1. Стремление получить более высокую оценку.
  2. Стремление исправить плохие оценки.
  3. Желание считаться хорошим учеником.
  4. Желание не получать плохих оценок.
  5. Желание избежать замечаний учителей и родителей.
  6. Добросовестное отношение к выполнению заданий учителя.
  7. Старание, исполнительность, ответственность.
  8. интерес к изучаемому предмету, желание побольше узнать в этой области.
  9. Интерес к учебной деятельности, процессу познания, поиску; желание экспериментировать, делать самостоятельные открытия.
  10. Стремление добиться высоких результатов в какой-то области знаний, а затем еще больших результатов, постоянное выдвижение перед собой новых идей.

Второе задание.

Какие формы стимулирования Вы применяете в учебной работе? (перечислите)

Третье задание.

Предлагается опросник «Учебные стимулы».

Опросник состоит из стимульных фраз, каждая оценивается по трехбалльной системе.

Обведите кружком нужный балл (1 – обладает некоторым значением, 2 – имеет значение, 3 – необходимо в моей работе).

Стимулы

     
1. Экран достигнутых результатов на каждом этапе урока (оценочный лист) 1 2 3
2. Словесная похвала (молодцы, умницы!) 1 2 3
3 Оценивают друг друга (взаимоконтроль) 1 2 3
4 Вымпел лидера на столе за качественно и быстро выполненное задание 1 2 3
5 Выставка лучших работ учащихся по итогам урока 1 2 3
6 Оценка достижений учащегося на родительском собрании 1 2 3
7 Запись благодарности в дневник 1 2 3
8 Усложнение задания 1 2 3
9 Познавательная игра 1 2 3
10 Рейтинг в классе и на параллели 1 2 3
11 Положительный пример 1 2 3
12 Использование элементов соревнования 1 2 3
13 Занимательная ситуация 1 2 3
14 Проблемно-поисковая ситуация 1 2 3
15 Опора на анализ жизненных ситуаций 1 2 3
16 Учебная дискуссия 1 2 3
17 Решение задач и проблем профессиональной направленности 1 2 3
18 Оценивание деятельности учащегося на уроке (в количественном эквиваленте – балл) 1 2 3
19 Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем) 1 2 3
20 Контролируемое доверие 1 2 3
21 Дозированное домашнее задание 1 2 3
22 Юмористическая минутка 1 2 3
23 Сравнение успехов ученика с его прежними результатами 1 2 3
24 Назначение консультантом 1 2 3
25 Поощрительная карточка 1 2 3
26 Креативная минутка 1 2 3
27 Порицание 1 2 3
28 Задание практического характера 1 2 3
29 Обещание высокой оценки 1 2 3
30 Обещание отпустить до звонка 1 2 3
31 Обещание наказать (вызов родителей, оценка «2», приглашение к завучу) 1 2 3
32 Запись замечаний в дневник 1 2 3
33 Музыкальный фон сопровождение 1 2 3
34 Разноуровневые задания 1 2 3
35 Яркая, образная, эмоциональная речь учителя 1 2 3
36 Организация коллективной деятельности 1 2 3
37 Демонстрация итогов деятельности ученика 1 2 3
38 Концентрация внимания на промежуточных результатах 1 2 3
39 Рецензия учебных результатов ученика учителем 1 2 3
40 Авансированная оценка 1 2 3
41 Поощрение книгой, ручкой и т.д. 1 2 3
42 Рецензия результата учащегося товарищем 1 2 3

Стимулы первого порядка«как поощрение деятельности учащихся»:

Вопросы: 1, 2, 8, 11, 18, 19, 23, 34, 35, 36.

Стимулы второго порядка – «создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением»

Вопросы: 6, 9, 12, 13, 14, 15, 21, 26, 37, 38.

Стимулы третьего порядка – «cвоевременная оценка деятельности учащихся»

Вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 17, 20, 22, 28, 42.

III. Анализ анкет, проведенных до педсовета (в течении месяца)

Проект решения педсовета

1. Формирование новых подходов на уровне ученик – ученик, ученик – учитель при осуществлении аналитической работы исследовательской и творческой деятельности и взаимопомощи в педагогическом коллективе.

2. Воздействовать на учащихся с целью выработки адекватной самооценки своей личности и уровня притязаний.

3. Педагогические воздействия на воспитанника адресовать не только к его уму, но и к чувствам, причем, чем младше воспитанник, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере.