Формирование мотивации учения у учащихся в процессе обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


С 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ "Лицей №78 им. А.С. Пушкина" города Набережные Челны. В течение многих лет творческий коллектив педагогов и демократичная администрация лицея успешно реализуют проект под названием "Создание обогащенной образовательной среды для развития творческого потенциала ученика в условиях профильной школы". Из названия темы видно, что главной целью учителей Пушкинского лицея является максимальная помощь учащимся в раскрытии их талантов и способностей. И совсем не удивительно, а скорее закономерно то, что, развивая творческий потенциал лицеистов, сами педагоги открывают в себе множество способностей, в том числе и интерес к научно-исследовательской работе. Так, по данным последнего опроса (декабрь 2007г.) в Лицее №78 около 1/3 учителей занимаются исследовательской работой: являются научными руководителями учебно-исследовательских, творческих работ учащихся, сами пишут психолого-педагогические и методические труды, работают над кандидатскими диссертациями.

Темой нашей исследовательской работы на протяжении четырех лет является "Формирование мотивации учения у учащихся в процессе обучения английскому языку".

Безусловно, каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности современного россиянина. Однако иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет – на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.

Однако специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что к концу первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается.

Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Мы считаем, что нашли правильный путь в решении данной проблемы; все ответы нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.

Иностранный язык, действительно, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного [1]. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать У. Шекспира в подлиннике, или быть в состоянии самостоятельно разобраться в технической документации дисплейной техники, которой он увлекается, или уметь грамотно переписываться с зарубежными сверстниками. Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приемов, подводит детей к выводу о том, что изучение иностранного языка жизненно важно, то есть он формирует у них устойчивую мотивацию учения.

Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий отечественных (В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотива у психологов расходятся: за мотив принимают какой-то конкретный психологический феномен. Так, например, в одних работах мотив рассматривается как потребность (побудитель действий, деятельности человека), в других – мотив как цель, в третьих – мотив как устойчивые характеристики личности (характерно для западных психологов) [2]. В термин "мотивация" также разные авторы вкладывают свой смысл.

В своей работе мы придерживаемся определений А.К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека. Согласно А.К. Марковой, мотив – направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [4], а мотивация учения – это сложная сфера детерминации поведения школьника [3].

Формирование мотивов важно начинать уже с младшего школьного возраста, когда английский язык преподается в игровой форме. Психологические наблюдения показывают, что при наличии у ребенка устойчивых мотивов учения возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируются внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

На уроках английского языка, учитывая психолого-возрастные особенности детей 5-7-х классов, мы, главным образом, акцентируем на следующих мотивах учения:

1) учебно-познавательные мотивы (усвоение способов добывания знаний, интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний);

2) широкие познавательные мотивы (интерес к новым занимательным фактам, к ключевым идеям);

3) узкие социальные (порционные) мотивы (потребность в общении, эмоционально окрашенном взаимодействии).

Обобщив свой опыт работы по проблеме формирования мотивации учения у учащихся на уроках английского языка, мы пришли к выводу, что наши уроки основаны на следующих психолого-педагогических принципах:

1. "Не навреди" – принцип антропоцентричности (персонализированное обучение, направленность обучения на личность каждого ученика, создание ситуации успеха, маленьких побед даже у слабоуспевающих учеников).

2. "Услышь меня" – принцип диалогизации учебного процесса (право каждого ученика на ответ, использование учебного диалога на уроках).

3. "Открой мой мир" – принцип разностороннего развития личности ученика (погружение в эмоционально обогащенную среду: мини-инсценировки, полилоги на уроке, пословицы и поговорки, стихотворения английских авторов в качестве фонетико-лексической разминки, инсценировка сказок и пьес на общешкольных мероприятиях, письма на английском языке сверстникам за рубежом (по почте и через Интернет), мини-сочинения, проекты, творческие работы, презентации).

4. "Озадачь" – принцип наглядности обучения (практически на каждом уроке прослушивание учебных аудио-текстов, песни известных групп, аудиозаписи английских народных стихов, сказок и легенд, художественные и учебные фильмы, мультфильмы на английском языке (видео- и DVD-носители, возможности интерактивной доски SMART BOARD).

Целенаправленная систематическая работа по формированию устойчивых мотивов у лицеистов, основанная на этих четырех принципах, позволила нам добиться определенных результатов. Проведенное нами анкетирование (ноябрь 2007г., 7-е классы) показало: увлеченные учебой ученики практически не имеют "страха говорения" (72%), более раскрепощены, не боятся сделать фонетическую или грамматическую ошибку (91%), не испытывают страха перед текстом с незнакомой лексикой (93%), так как развит навык самостоятельной работы со словарем). Ученики экспериментальных групп относятся к разучиванию грамматических правил, времен, новой лексики, к диктанту и контрольной работе как к необходимости, более спокойно и без особой боязни (87%).

Реализуя наш второй принцип обучения "Услышь меня", мы стараемся часто использовать на уроке проблемные ситуации и учебную дискуссию.

Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога; учителю следует выявлять фактические ошибки, ставя под вопрос неточные высказывания и побуждая учеников вносить поправки, так как невозможно строить рассуждения на неверных основаниях. Все утверждения, за исключением фактологических, должны сопровождаться обоснованием. Учитель побуждает к этому, ставя вопросы типа: "Каковы факты, свидетельствующие в пользу твоего мнения?", "Как ты рассуждал, когда шел к этому выводу?"

Стремление учителя "сжать" обсуждение, реплики учителя, высказывания, монологи нередко приводят к вырождению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками (Рисунок 1 и Рисунок 2).

Традиционное построение и проведение занятий по иностранному языку в 5-7-х классах предполагает введение нового материала (фонетики, грамматики, лексики) и его отработку и закрепление в устной и письменной речи, в форме монологов и диалогов, а также контроль его усвоения учащимися. Подобная система сохраняется из урока в урок. И каждая новая тема, неся в себе новый материал, требует использования ранее изученного. Конечно, такая методика позволяет учесть важный принцип поэтапного формирования умений, но в ней не хватает мотивации обучения, так как в силу монотонности и стереотипности занятий даже имеющаяся мотивация исчезает. Вследствие этого подросток теряет интерес к данному предмету. Преподаватель использует игру в качестве средства мотивации определенной учебной деятельности учащихся, изучения иностранного языка в целом, обучения, закрепления и контроля определенных знаний, навыков и умений, их коррекции.

Будучи введенной в систему традиционного обучения, учебная игра выполняет несколько функций: мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся), обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения), воспитательную (оказывает воздействие наличность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.), ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения), компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни).

Игра обеспечивает достаточные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений, связанных с иностранным языком. Решение проблемы требует от слушателей анализа и обобщения данных, прогнозирования действий, перебора имеющихся знаний и отбора из них нужных для решения данной проблемы, принятия решения, его апробирования и проверки. Таким образом, мы можем сказать, что игра для учащихся – это и интеллектуальное упражнение, и средство проверки гипотез, решений.

Исследования, проведенные психологами П.Я. Гальпериным, П. Голу, В.В. Давыдовым, А.К. Дусавицким, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным и др., показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Путь формирования мотивации через учебную деятельность является очень эффективным, однако недостаточно используется в школе.

В 2002-2004 годах мы занимались в основном проблемой формирования мотивов учения у учащихся старшего школьного возраста (см. Приложение 2 и Приложение 3). Юношеский возраст – это пора поисков и открытий, старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, создавать новое, оригинальное. Поэтому особый интерес у одиннадцатиклассников вызывали творческие задания, задания проблемно-поискового характера, самостоятельная работа, исследовательские задания. На наших уроках ученикам предлагались следующие задания:

- принять участие в беседе на тему "Почему современному человеку необходимо знать спортивные термины";

- используя таблицы учебника и свои собственные, доступно объяснить одноклассникам новую тему "Passive Voice in the Reported Speech" и др.

Такие задания, как игра "Guess my word!", "Передай другому" (спеллинг по цепочке) были эффективны при закреплении и повторении изученной лексики; ученики активно участвовали в "пресс-конференции" по теме "Олимпийские игры в Сиднее". Задания такого типа, на наш взгляд, способствовали формированию у старшеклассников критического мышления (мотив социального сотрудничества).

Большой интерес у учащихся вызвала работа в группах, направленная на формирование узких социальных мотивов (потребность в эмоционально окрашенном взаимодействии). Она предполагала соревнование между командами, например, при выполнении задания сформулировать свой вариант девиза для футболиста, пловца, гонщика и других спортсменов.

Формированию критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения способствовало следующее задание – дать оценку событиям, отраженным в тексте, ответить на вопрос "Кто из исторических лиц Вам более симпатичен – Феодосии I или Пьер Кубертен? Почему?".

Выполнение школьниками таких творческих заданий, как, например, написать мини-сочинение на тему "I am a great Australian sportsman" было направлено, в основном, на формирование учебно-познавательных мотивов (самостоятельная работа с текстом), мотивов самообразования (самостоятельное добывание знаний).

Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы, проведенной нами, были использованы такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, контрольные задания для учащихся. Их применение позволило выявить следующие изменения, произошедшие в мотивационной сфере учащихся экспериментального класса: после эксперимента ситуация в 11 А классе изменилась в положительную сторону, часть учеников (10%) со средним уровнем развития мотивов учения перешла на более высокий, уровень (80%). К низкому I уровню мотивации принадлежат, как и до проведения опытно-экспериментальной работы, 10% от всего количества обучаемых. В контрольном 11 Б классе никаких изменений в мотивационной сфере не произошло.

Отметим, что формирование мотивации учения у школьников – процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.

Таблица

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию  у старшеклассников мотивации учебной деятельности

Этапы работы

Уровень мотивации

Экспериментальный класс

Контрольный класс

1 ур. (низкий)

II yp. (средний)

III Ур. (высокий)

I yp. (низкий)

II ур. (средний)

III Ур. (высокий)

До эксперимента

10%

20%

70%

10%

10%

80%

После эксперимента

10%

20%

80%

10%

10%

80%

Изменения

-

-10%

+10%

-

-

-

В заключение хочется сказать, что впереди много нового и неизученного, новые методики исследования, эксперименты, но то, что мы идем в верном направлении для нас бесспорно.

Влюбить ученика в свой предмет, помочь ему осознать собственный смысл в изучении английского языка – вот наша главная задача на сегодняшний день.

Приложение 1

Приложение 4

Приложение 5