Тема урока: "Формирование навыков самопрезентации" в рамках психологического сопровождения профильного обучения (10–11-е классы)

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  1. Формирование умений и навыков установления контактов.
  2. Развитие навыков аргументации, невербальных методов общения. (Обретение собственного речевого стиля).
  3. Обучение навыкам делового общения, технике ведения переговоров, постановке вопросов.
  4. Развитие способности управлять мимикой, жестами, движениями. (Языку телодвижений).
  5. Обучить навыкам самопрезентации.

Вводная часть

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас 15 занятие по курсу “Психология управления”

Тема: Психология деловых отношений. Практическое занятие: Формирование навыков самопрезентации.

Цель нашего сегодняшнего занятия: Обучится навыкам самопрезентации.

Ребята давайте вспомним, что было на прошлом занятие.

Какая была тема занятия?

Что вы узнали о техники делового общения?

А от чего зависит успешность делового общения?

На 13 занятии мы с вами оценивали себя по диагностики “Самооценка личности”, то есть мы оценивали себя по 4 блокам: деятельность, поведение, чувство, межличностные отношения.

Результаты Вы видите на таблицы по всему Вашему классу.

Сегодня же мы с вами оценим себя по блоку самооценки “Насколько вы самокритичны”. Диагностику мы проведем на компьютере, результат вы получите сразу, его вы запишите в тетрадь.

Основная часть

Упражнение "А вот и Я"

Цель: моделирование некоторых элементов собеседования при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повышение уровня готовности учащихся к подобным собеседованиям.

Ребята садятся в круг. Количество участников – 13человек. Игровая процедура проходит по следующим этапам:

1. Участникам игры объясняется ее общий смысл – проверить и, по возможности, хоть не немало повысить свою готовность к прохождению собеседования при поступлении в учебные заведения. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором поступления на учебу.

2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5 – 7 самых главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент, поступающий в учебное заведение должен понимать позицию руководителей заведения, а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5 – 7 минут.

3. Все садятся в круг. Предлагается двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.

4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными и, но в то же время реалистичными для поступления. Уточняет это игрок, изображающий руководителя.

5. Другой игрок – претендент – сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п.

6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.

7. После первого проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.

8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого кратко высказываются и остальные участники. Время на завершения первого обсуждения 5 – 7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов набрали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков.

9. Перед тем, как начинается общая игра, зачитывается для общего развития основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

К примеру, чтобы понравиться другим людям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д. Карнеги:

1 – искренне интересуйтесь другими людьми;

2 – улыбайтесь;

3 – помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

4 – будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

5 – говорите о том, что интересует Вашего собеседника;

6 – внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Для руководителей можно порекомендовать следующее :

1 – не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы и учебы все-таки деловые качества).

2 – не переоценивать “красноречие” претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

3 – не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда);

4 – при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации, учебном заведении) и больше слушать претендента;

.5 – даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через два-три дня секретарю;

6 – руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретной специальности).

10. После этого предлагается выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль – претендента, беседующего с целой Приемной комиссией.

11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”.

12. Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии играют все остальные участники, они делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом.

13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий по очереди задают претенденту различные вопросы, а он сразу же на них отвечает. Примерно через 5 – 7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их учебное заведение. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).

14. Проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию, и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.

Главное для упражнений такого типа – постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что понравилось?

- Что нет?

- Что вызвало затруднения?

Заключительное упражнение: Декларация моей самоценности “Я - это Я”.

На развитие этих умений, а так же на получение соответствующих знаний, которые призваны, с одной стороны, способствовать развитию определенных умений и навыков в дальнейшей самостоятельной деятельности выпускника, а с другой стороны, призваны помогать выпускнику в анализе конкретных ситуаций и составлении программы собственных действий, и направлено содержание данного тренинга.

Список литературы:

  1. Ю Тюшева “Выбор профессии”, Питер. - 2006 г.
  2. Михайлова Е.В. “Обучение самопрезентации”/ учебное пособие гос.ун-т- высшая школа экономики, 2-е изд. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
  3. Каткова Е.И. Психологический практикум “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
  4. Каткова Е.И., Ситяева С.М. “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
  5. http: || azps. ru.| training|
  6. “А вот и я” Источник: упражнение из “А-Я Психология”.

Введение. Актуальность темы для учащихся школ.

Каждый учащийся учебного заведения сталкивается с проблемой поступления в учебное заведение, трудоустройства, знает, что решение ее во многом определяет дальнейшую судьбу. А ведь поиск образовательных учреждений, работы - это по-настоящему экстремальная ситуация, заставляющая переживать целую гамму чувств, от разочарования до надежды, от печали до радости, от глубокого отчаяния до блистательного ощущения победы. Ситуация поиска работы, учебного заведения отнесена психологами к разряду стрессовой, входящей в первую десятку по эффективности воздействия на личность наряду с разводом и смертью близкого человека. Это в большей степени касается тех, кто ищет ее впервые, а одним из основных стрессовых факторов является отказ в приеме на работу, поступление на учебу.

Возникает необходимость мобилизации личного и творческого потенциала, планирование своей карьеры.

Планирование карьеры предполагает полную информацию об интересах, умениях, возможностях, качествах, которыми должен обладать человек, чтобы успешно выполнить ту или иную работу (опыт, технические знания и навыки, интеллектуальные способности, личные и деловые качества).

Проблемы планирования карьеры и определения целей, часто возникают потому, что люди сами воздвигают вокруг себя барьеры. “Я не смогу”, “Это неосуществимо” и т.д. Залог успешности при поиске работы тем выше, чем энергичнее будет осуществляться поиск, чем больше информации подготовлено для работодателей, приемной комиссии тем эффективнее самоподача при встрече. Таким образом, очевидно, что у выпускников образовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений необходимо формировать навыки успешной, эффективной самопрезентации.

Современное общество предъявляет новые требования к актуальной проблеме делового взаимодействия и организационного поведения – самопрезентации, а так же обучению самопрезентации – довольно новой предметной области психологической теории и практики.

Теоретическая основа этого вопроса базируется на работах И.Гоффмана, М. Снайдера, Р. Чалдини, И. Джонса, Т. Питтмана. Российские исследования в этой области принадлежат Е.А. Доценко, Г.В. Бороздиной и Ю.М. Жукову, Михайловой Е.Н.

Самопрезентация – чрезвычайно интересный психологический феномен, старый как мир и всегда актуальный. Каждая культура хранит традиции того, как следует себя вести и как научиться себя вести, любой социум озабочен проблемой, как произвести нужное впечатление.

Особенно актуальной становится эта проблема тогда, когда меняются социальные условия: старые традиции умирают, появляются новые правила поведения и, соответственно, требуются новые формы обучения. Изменилось лицо многих востребованных профессий. Навыки самопрезентации стали неотъемлемой частью таких профессий, как руководитель, учитель, актер, секретарь, многочисленные разновидности менеджеров, продавцов и агентов. Появилась профессия, задачи которой – обучение полезным поведенческим умениям, прежде всего именно навыкам самопрезентации, так называемый бизнес-тренер. Возникли консультационные компании, предоставляющие широкий спектр услуг по обучению персонала всех уровней – от самого нижнего до наиболее высокого. Стало востребованным и индивидуальное обучение самопрезентации как важное условие профессионального развития и карьерного роста.

Тем не менее, самопрезентация мало изучена, особенно в нашей стране. Основная часть практических и теоретических разработок принадлежит зарубежным ученым.

Итак, самопрезентация (или управление впечатлением) - это многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим. Для человека является характерным демонстрировать различные социальные лица различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе, рефлексируя мнение и поведение окружающих.

И.Джонс и Т. Питман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Они выделяют пять стратегий самопрезентации, каждая из которых направлена на получение определенного вида власти.

1. Стараться понравиться. Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, таким образом, достигается власть обаяния.

2. Самореклама, или самопродвижение человеком своей компетентности дает власть эксперта.

3. Запугивание – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, таким образом, достигается власть страха.

4. Пояснение примером- демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника.

5. Мольба – демонстрация слабости, дает власть сострадания.

Стратегии навязывают окружающим определенный способ поведения по отношению к субъекту.

Но самое главное в эффективной самопрезентации – добиться того, чтобы у объекта самопрезентации на момент расставания с субъектом возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись, возникла своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере – субъект должен владеть широким спектром знаний, умений и навыков. Практически никогда недостаточно при завязывании сотрудничества иметь лишь специальные, профессиональные способности, опыт, но и необходимо иметь определенный набор определенных качеств. Вот примерный набор данных качеств:

  • умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;
  • умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;
  • умение связно объяснять, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;
  • умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить свое и чужое время, оптимальным образом оптимизировать деловую деятельность.

Приложение