Урок математики "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика


Задачи урока:

  1. Образовательная: повторить и закрепить все знания, приобретенные при изучении параграфа “Положительные и отрицательные числа”. Привести в систему умения и навыки, в частности, умение работать с координатной прямой, сравнивать числа, находить модуль числа, умение находить изменение величины.
  2. Воспитательная: воспитывать у обучающихся наблюдательность, умение находить и исправлять свои ошибки, уважение в одноклассникам.
  3. Развивающая: содействовать развитию логического мышления, правильной математической речи.

Средства обучения: плакаты с изображением вагонов поезда и надписями станций, карточки с заданиями, учебник, компьютер с проектором, аудио магнитофон, кассета с записью.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Дежурные, доложите о составе класса и о наличии учебных принадлежностей у обучающихся.

Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по теме “Положительные и отрицательные числа”. Все, что вы знаете и умеете, на уроке и покажете.

Урок сегодня не совсем обычный, поэтому тетради мы соберем не в начале урока, как обычно, а в конце. А сейчас запишите в тетрадях дату и тему: “Положительные и отрицательные числа”.

2. Актуализация полученных знаний.

Для того, чтобы нам было легче обобщить все полученные знания по теме, мы с вами отправимся в небольшое путешествие по стране положительных и отрицательных чисел. Конечно, за один урок мы не сможем объехать всю страну, а увидим только ее часть, так как эта страна огромная. Совсем скоро мы узнаем, какие действия можно проводить с этими числами. И вообще, с каждым годом вы будете узнавать о них все больше. Эти числа окружают нас повсюду. Кто мне может привести пример из жизни, когда встречаются положительные и отрицательные числа? (заслушиваются ответы ребят)

А сейчас я предлагаю послушать рассказ одного жителя страны, в которую мы отправимся (звукозапись): “ В стране бесконечное множество жителей разного возраста – от младенца до старожила, они живут в двух графствах. Каждый житель имеет свой дом, свое место, свою семью. У каждого жителя одного графства есть брат или сестра – близнец в другом графстве и на двоих одна мама. Только у одного жителя нет двойника – у короля. Он живет в своем дворце, который расположен между этими двумя графствами и следит, чтобы все законы этого государства строго выполнялись. Жители этой страны очень разные, они четко знают свое место, могут соперничать между собой. Они могут переходить с одного места на другое и при этом не изменяются…”

Ребята, узнали ли вы кого-нибудь из этой страны? (заслушиваются ответы ребят: координата точки, положительные и отрицательные числа, ноль, противоположные числа, модуль числа, сравнение чисел, изменение величин).

Так что же называют координатной прямой? Координатой точки? Противоположными числами? Координатой точки? Противоположными числами? Модулем числа? Как сравниваются числа? ( Ответ учащихся - повторяются определения и правила).

И вот сейчас мы еще раз встретимся со старыми знакомыми и выполним все законы этого государства, которые нам стали известны. А отправимся мы на этом чудесном паровозике, который сделает остановки на 4 станциях. Но, чтобы сесть в поезд, нам нужен билет. А билеты, как вы знаете, бывают трех видов: купейный, плацкартный и общий. Цены на билет соответствуют качеству вагона: чем лучше вагон, тем дороже билет. Посмотрите на цены билетов( показаны на экране):

Купе - “5”.

Плацкарт - “4”

Общий - “3” и “2”.

Наверное, вы уже догадались, что это за цифры? (Оценки)

Сейчас мы напишем математический диктант, и вы сами определите, в каком вагоне вы поедете. Итак, откройте тетради, ответы пишите там. Отвечать следует только “да” или “нет”. Вопросы буду задавать по вариантам: сначала первому варианту, затем второму.

  1. Точка А(15) расположена левее нуля. / Точка В(-7) расположена левее нуля/
  2. Числа -2,5 и 2,5 являются противоположными /Числа 0 и -1 являются противоположными/
  3. Число 8 есть модуль числа -8 / Число 0 есть модуль числа 0,1/
  4. Число -12 больше числа -10 / Число -16 меньше числа -8/
  5. Длина пружины уменьшилась на 6 мм. Изменение ее длины при этом равно -6 мм.

/Длина пружины увеличилась на 7 мм. Изменение ее длины при этом равно 7 мм/

А теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга. (Обучающиеся оценивают работы своих соседей по парте). Правильные ответы высвечиваются на экране.

А сейчас достаньте из конверта свой билет и в графе “Билет” поставьте ту цифру, которая соответствует вашей оценке. И тут же подпишите свой билет. Прошу ознакомиться с содержанием билета. В нем вы видите таблицу, на которой указаны названия станций, на которых мы будем останавливаться и, выполнив задание, отправляться дальше, при этом заработав определенное количество баллов. После последней остановки мы посчитаем количество набранных баллов и переведем их в оценки. Таким образом, каждый из вас получит оценку за урок.

Билет “Вычислительная” “Неизвестная” “Скоростная” “Творческая” Итого
           

3. Закрепление изученного материала.

Ну что ж, билеты куплены, поезд отправляется. (Звучит звукозапись поезда)

Едем далеко, сторонка неизвестная, поэтому всем интересно, что происходит вокруг, и мы поворачиваем голову то вправо, то влево. И вот впереди видна первая станция – “Вычислительная”. Как вы думаете, почему она так называется? (потому что на ней вычисляют). Вот и мы с вами тоже будем вычислять. Достаньте, пожалуйста из конверта листочек под номером один, перепишите задание в тетрадь и решите. Задания различные для трех рядов, поэтому я попрошу по одному ученику с каждого ряда показать решение у доски. (Задание типа “Найти значение выражения”). Полученное число впишите в билет, в графу “Вычислительная” (Должно получиться 15)

Едем дальше. На пути станция “Неизвестная”. Здесь мы будем решать уравнения. Достаньте из конверта карточку под номером два, на ней записаны три уравнения, результат третьего уравнения занесите в ваш билет. Так как уравнения двух видов, то у доски будут работать два ученика.

Вот и вторая станция позади. Едем дальше.

Наверное, надоело вам сидеть, ребята? Давайте немного подвигаемся.

Физкультминутка. Дети встают, строятся в одну шеренгу друг за другом в проходе между рядами. Учитель называет числа. Если звучит положительное число, то дети делают шаг вперед, если отрицательное – шаг назад, если ноль – стоят на месте.

Пока мы с вами разминались, поезд подъехал к станции “Скоростная”. На этой станции поезд долго не стоит, поэтому сконцентрируйте все свое внимание и решите тест, который достаньте из конверта. Здесь же вы найдете бланк для вписывания ответов. Время на задание -5 минут.

(В результате решения теста должно получиться слово из 5 букв)

Теперь прочитайте полученное слово. Если у вас получилось “Число” / “Минус”/, то впишите в билет 5 баллов, а если слово не такое, то укажите количество правильных букв.

Едем дальше. Наконец, последняя станция – “Творческая”. Здесь мы будем придумывать. Откройте учебник, посмотрите на рисунок 69. по рисунку вы должны составить по два вопроса таких, чтобы в них звучали изученные нами понятия. Своими вопросами обменяйтесь с соседом по парте, а потом мы заслушаем по одному из каждого ряда. За лучший вопрос раду добавится дополнительное очко. Время – 5 минут. (После заслушивания вопросов все отмечают в билетах по 2 очка, а за лучший вопрос ряд получает еще одно очко)

Это была последняя остановка в стране чисел. Теперь поезд отправится обратно домой, а дома нас ждет домашнее задание: решить № 964(2, 4 ст.), 1056. (Разбирается вместе с учителем)

4. Итог урока.

А теперь, ребята подведем итог нашего путешествия. Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с таблицей, выставить оценку за урок:

50-52 балла “5”
48-50 баллов “4”
до 47 баллов “3”

А сейчас я попрошу дежурных помочь мне собрать ваши тетради вместе с конвертом, всеми карточками и билетом, и раздать тетради для домашней работы.

А теперь побеседуем. Чем мы сегодня занимались на уроке? Нужны ли нам все изученные понятия в жизни? Как они нам помогают? Какие будут пожелания?

Я, в свою очередь хочу сказать спасибо вам, ребята, за вашу активную работу на сегодняшнем уроке, думаю, что вы легко сможете применять все изученное в жизни.

Урок окончен, до свидания.