Эколого-оздоровительные походы для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из форм экологического воспитания и оздоровления дошкольников являются походы. Поход с детьми в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие.

Эколого-оздоровительные походы решают не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные. Такие походы, как средство оздоровления, общедоступны и рекомендованы практически каждому ребенку; за исключением каких – либо серьезных заболеваний. В походах дети получают разнообразную двигательную активность, а также воздействие на организм таких природных факторов как солнце, воздух и вода.

Походы воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между сверстниками, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность, расширяется кругозор. Дети учатся любить и беречь природу.

Совместно с преподавателем по экологии, мы разработали внешнюю экологическую тропу на Лисью гору, по которой путешествуют дети старшего дошкольного возраста 1 раз в сезон. Наш поход это комплексное мероприятие, к которому готовится не только инструктор по физической культуре, но и преподаватель по экологии, воспитатели, медсестра, родители .

В походе дети наблюдают, играют, участвуют в природоохранных акциях. Подготовка к походу начинается за несколько дней. Мы сообщаем детям, куда они пойдут, с какой целью. Воспитатель с детьми мастерит игрушечные бинокли, фотоаппараты чтобы лучше все рассмотреть , подбирает рюкзак для сухого пайка, воду, перчатки для труда, обсуждают форму одежды. Педагог готовит с детьми корзины для природного материала, пакеты для мусора.

Преподаватель по экологии организует мероприятия познавательного характера, закрепляет с детьми правила поведения на природе, готовит оборудование для проведений, экспериментирования (бинокли, увеличительные стекла, линейки и др.) Планирует показ леса как сообщества: демонстрирует его этажи, взаимосвязь обитателей, наблюдение за мини-экосистемой, что оказывает эффективное влияние на умственное развитие детей.

Я, как инструктор по физической культуре закрепляю с детьми правила безопасности и туризма, обсуждаю карту–схему маршрута, учу ребят ориентироваться по компасу. Готовлю сигнальные флажки, пособия и атрибуты для игр и упражнений.

Положительному воздействию укрепления здоровья ребенка способствует сама окружающая среда: чистый насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, поэтому придя в лес мы обязательно обращаем на это внимание и проводим дыхательные упражнения.

Длительный переход на относительно большое расстояние, развивает у детей выносливость, укрепляет мускулатуру ног и всего тела, а также предупреждает и даже лечит целый ряд заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и опорно-двигательного аппарата.

При подъемах и спусках, которые есть на тропе, развивается равновесие, ловкость, дети учатся преодолевать страх, нерешительность.

Рис. 1

В походах я провожу подвижные игры и упражнения направленные, как на развитие физических качеств, так и на экологическое воспитание, такие как: “Рыжие белочки”, “Где чей дом”, “Вальс цветов”, “Собери шишки”, “Кто меткий” и т.д. Они проводятся в игровой или соревновательной форме. Эти игры хороши еще тем, что не требуют специальной технической подготовки от играющих.

Стала традиционной полюбившаяся детьми экологическая игра-наблюдение “тала традиционной полюбившаяся детьми экологическая игра-наблюдение “Найди чудо в лесу”

 

Рис. 2

Ребята по сигналу расходятся по лесу. Проводят самостоятельные наблюдения, фотографируя их в памяти, затем собираются вместе и наполняют волшебную корзину своим маленьким чудом, которое образно принесли в ладошках: это и листочек похожий на бабочку, и большая паутина на кустарнику, большая сосна, похожая на стул и т. д.

Большое влияние на нравственное развитие детей оказывает практическая природоохранная деятельность, поэтому в каждом эколого-оздоровительном походе мы планируем проведение акции. Дети и взрослые очищают от бытового мусора свое постоянное место “полянку”

Мы приучаем детей любить лесной “дом”, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Проведение таких походов создает хорошее настроение у всех его участников и оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

 

Рис. 3