"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

Разделы: Биология, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Фабула: В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре “долины” – “Долину Загадок”, “Долину Свитков”, “Долину Мифов”, “Долину Прагматиков”.

Цель: восстановить утраченные участки старинного документа о полезных для людей растениях.

Иллюстрации:

1 – А. Канова “Орфей”;

2 – Рубенс “Прикованный Прометей”;

3 – статуя “Русалка” в Копенгагене;

4 – И. Репин “Садко”;

5 – Е. Мухина “Бог Борей”

6 – Ге Н. “Ахиллес, оплакивающий Патрокла”

7 – Караваджо “Молодой Вакх”

Ход работы

  • отгадывание загадок: для определения “потерянных” названий растений;
  • мозаика “Восстанови досье”: для составления характеристики установленных растений;
  • игра “Кармашки легенд”: для выявления взаимосвязи ботанического и культурологического компонентов;
  • задание “Практиканты”: для установления практического использования загаданых растений.

Перед началом игры на стену (или классную доску) вывешивается “манускрипт” - ватман с определенным набором обозначений (прил.1). Игра является командной, поэтому для работы учащиеся должны быть разделены на 7 групп (по количеству загаданных растений). Каждый ученик, отгадавший загадку, имеет право набрать себе команду из одноклассников, с которой будет сотрудничать дальше. Вся остальная игра группы будет направлена на выявление особенностей угаданного её представителем растения.

I. Путешествие по “Долине Загадок”.

Цель: одно растение известно; нужно узнать, как называются остальные шесть.

Задача 1. Дёготь, полученный из этого дерева, входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона, а активированный уголь применяется при отравлениях и болях в желудке. О каком дереве идёт речь? (О берёзе).

Вывод: первое растение – берёза.

Задача 2. В 1596 г. Жак Картье выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой, при этом 26 матросов погибли. Высадившись на берег, команда не смогла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Однако местное население дало простой совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет? (Цинга развивается при недостатке в организме витамина “С”; местное население посоветовало использовать сосновую хвою, в которой содержится в 7 раз больше витамина “С”, чем в лимонах).

Вывод: второе растение – сосна.

Задача 3. Из сока ягод этого кустарника когда-то получали хорошие чернила. Что это может быть за растение? (Бузина).

Вывод: третье растение – бузина.

Задача 4. На севере его издавна называли лесной лилией, на Волге - воронцом, на Смоленщине – лесным или собачьим языком, в Подмосковье – полевой черёмухой, на Украине – конвалия, на Тамбовщине – молодильник. А как его называют ботаники? (Конваллария маялис – ландыш майский).

Вывод: четвёртое растение – ландыш.

Пятое растение известно, но для продвижения дальше необходимо определить, какова взаимосвязь этого растения с ослом.

Задача 5. Древние римляне вначале не обрезали виноградную лозу, поэтому плоды поднимались высоко, обвивая стоящие рядом деревья. Сборщики винограда перед началом его уборки должны были на всякий случай написать завещание и запастись досками для гроба. Так гласил закон. Легенда говорит, что обрезать виноград человека научил … осёл. Попробуйте воссоздать данную легенду и объяснить её смысл. целом легенда сводится к следующему: осёл как-то объел виноградную лозу. К удивлению хозяина, именно на общипанной ослом части лозы выросло больше всего виноградных гроздей. С этого времени виноград стали обрезать).

Задача 6. Это дерево можно назвать хамелеоном, т.к. её части меняют окраску: гладкая кора – тёмно-серого цвета, луб – красновато-жёлтый, но при рубке окраска меняется на буровато-коричневую, а затем – на тёмно-фиолетовую; древесина белая, но при рубке вначале краснеет, а при подсыхании приобретает нежный розоватый цвет. К тому же это дерево обладает такими же свойствами, как и большинство бобовых растений. Что это за дерево? Какими свойствами оно обладает? (Это “дерево-хамелеон” называется ольха чёрная, оно относится к семейству Берёзовые. Как и у бобовых, у этого растения образуются на корнях клубеньки с бактериями, помогающими усваивать азот).

Вывод: шестое растение – ольха.

Задача 7. Каждый лист разбит на дольки, Подсчитай-ка, долек сколько?

Восемь, Десять, Двадцать, Тридцать …

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть?

О каком полезном растении идет речь? (О тысячелистнике).

Вывод: седьмое растение – тысячелистник.

II. Путешествие по “Долине Свитков”.

Мозаика “Восстанови досье”.

Группам учащихся выдается лист формата А4 и набор из нескольких карточек с краткими текстами об определенном растении, причем некоторые из них относятся к другим объектам - это так называемая “ложная истина” (2-3 утверждения про другие растения). За установленное время участникам игры необходимо:

  • выявить ложность и правдивость выданной информации;
  • при необходимости обменять неподходящие куски на карточки других групп;
  • заполнить досье соответствующего растения, наклеив на лист в нужном порядке полученные карточки;
  • прикрепить полученные досье на “манускрипт” в определенном порядке.

Для работы участникам выдаются определители растений, книги для чтения по ботанике, справочники по растениям и другая доступная литература.

Пока выполняется следующее задание, учитель, выступающий в роли эксперта, проверяет собранное досье и выставляет баллы: каждое совпадение с истиной – 1 балл (прил. 2).

III. Путешествие по “Долине Мифов”

Вступительное слово учителя “Как возникают легенды”

“Как произошли легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Всякому сколько-нибудь загадочному, непонятному явлению приписывалась потусторонняя сила. Толчок к легенде могли дать растения необычные, мало встречаемые, недоступные.

Нецветковое растение папоротник, например, удивляло пылкое воображение суевера своим видом и необычным способом размножения. Все растения цветут, а это нет, значит, оно особенное, отмечено тайной.

“Удивительное” в жизни растений – один из главных поводов к возникновению легенд. Так, петров крест, развивающийся под землёй и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. И он стал легендарным.

Кувшинка – цветок водоёмов, тоже не как другие, ведь пруды – обиталища всякой нечисти, значит, и цветок там не без тайн. И его назвали русалочьим.

Истоки легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладает растение. Это относится главным образом к лекарственной флоре. Мандрагора и золототысячник относится как раз к такому ряду. На Востоке женьшень, на Западе мандрагора – у того и у другого растения имеющиеся свойства преувеличены до сказочных размеров, и поэтому их путь к сказке, к легенде был весьма недолгим.

Происхождение поверий о фантастических травах (например, о нечуй-ветре) восходит к мечтаниям человека возвыситься над природой: останавливать ветер и т.п. Эти фантазии так преувеличивались, что теряли реальные формы и смысловые связи с действительностью.

Современная наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. Не обнаружены только сверхъестественные, потому что их просто не бывает”.

Игра “Кармашки легенд”

В манускрипте под всеми объектами имеются карманы (наклеенные на ватман почтовые конверты). Игрокам выдаются полные версии семи легенд, рассказывающие о том или ином загадочном растении, но без указания его названия, и несколько иллюстраций, имеющих отношение к этим легендам. Задача учащихся на данном этапе игры:

  • назвать растение;
  • подобрать соответствующую его легенде иллюстрацию;
  • заполнить “кармашки легенд” (в каждый карман игроки должны поместить иллюстрацию и написанное на небольшом листке название растения).

Подсчет баллов за эту часть работы производится учителем при выполнении четвертого задания.

Легенда 1 (об ольхе) (рис.1)

Наверняка, все знают знаменитую легенду об Орфее и Эвридике. В ней рассказывается о том, как Эвридика погибла от укуса ядовитой змеи, а Орфей бросился в царство мёртвых спасать свою возлюбленную. Но он должен был не оглядываться назад. Орфей не выполнил этого условия и поэтому не смог спасти юную Эвридику.

   Отчаяние Орфея было так велико, что он стал пренебрегать дарами Афродиты, отвергая всех женщин. По ее воле вакханки убили несчастного. А из его растерзанного тела родилось это дерево — тайный свидетель трагедии. Не звучит больше кифара Орфея, смолкла песня. Спят ветви задумчивого растения. Первым музыкальным инструментом Орфея была дудка, сделанная из этого дерева.

   Им заросли берега и пещеры островов волшебниц Цирцеи и Калипсо, которые подолгу удерживали у себя Одиссея. Они обещали Одиссею бессмертие и вечную юность, но ему хотелось жить, как все. Горят на солнце рыжие кудри Одиссея.

В мифологии Британии и Ирландии оно является священным деревом и олицетворяет собой обожествленного короля Брана. В предании написано, что все пророчества, которые изрекла забальзамированная голова Брана, сбылись, пока ее несли через всю страну, отсюда это дерево нередко связывают с защитой, и способностью предвидеть будущее.

Легенда 2 (о бузине) (рис. 2)

Считалось, что под ней живет злой дух. В польском предании говорится, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его. На Украине раньше верили, что ее насадил черт и постоянно живет под ней, поэтому, избавляясь от нее, нельзя выкапывать куст с корнем – разозлишь беса. Вместе с тем она считается обиталищем домашних духов, опекунов хозяйства, приносящих хозяевам добрые вести и достаток. В польских и украинских заговорах она отождествляется с первым человеком – Адамом. В старину ее запрещалось выкапывать, выкорчевывать, так как это могло привести к смерти человека, несчастьям в семье и различным болезням, а также падежу скота. А уж коли нужно было непременно избавиться от нее, то для выкорчевывания нанимали специально калек или душевнобольных. И место ничем не засаживали – считалось, что там, где выкопан куст, никогда ничего не вырастет. Западные славяне считали, что именно на ней повесили Иуду, отчего ее листья и ягоды издают трупный запах.

Легенда 3 (о берёзе) (рис. 3)

В Северной Европе это дерево считалось воплощением смерти и воскресения, олицетворяло переход зимы к весне. Скандинавы посвящали ее богине Нертус, Матери-Земли. Кельты хоронили усопших в шапках из ее коры, а первый месяц зимнего солнцестояния посвящался именно этому растению. Северные племена были уверены, что по зарубкам на этом дереве душа умершего перебирается в высшие миры. А тюркская богиня земного естества Умайя спустилась на землю с двумя. Славяне относились к этому дереву двояко. В Польше его числили вместилищем духов и были уверены, что молния часто попадает именно в это дерево не случайно. Сербские поверья нарекли его проклятым деревом за то, что его прутьями якобы засекли Христа. Но оно выступало и как “счастливое” дерево, связанное с берегинями. Считалось еще, что оно является воплощением чистоты и женского начала. А в христианских легендах – благословенное дерево, укрывшее от непогоды Богородицу и Христа.

Легенда 4 (о ландыше) (рис. 4)

Существует легенда, в которой говорится о том, что он так оплакивал уходящую весну, что раненое горем сердце окрасило кровью его слезы. Если верить другой легенде, то это растение выросло из капель крови святого Леонарда, который был ранен в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына, а в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды (Диана в римской), спасавшейся от преследования фавнов. Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте. На Украине есть легенда о том, что он вырос на том месте, куда упали слезы девушки, ждавшей своего суженого из далекого похода.

Легенда 5 (о сосне) (рис. 5)

Древние греки считали ее любимым деревом бога Пана – самого весёлого и безвредного из всех богов античного мира. Помимо Пана, она посвящалась Посейдону, Диане, Кибеле. Посейдон удостоился такой чести в связи с тем, что это растение было основной древесной породой, употреблявшейся в кораблестроении. Это дерево почитается многими народами: так, в Японии и Китае она служит символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Корее – олицетворяет верность и принципиальность, в Малой Азии – бессмертие и плодородие. Упоминается растение и в славянских обрядах – свадьбах, похоронах, праздниках.

Легенда 6 (о тысячелистнике) (рис. 6)

Научное название растения связано с героем древнегреческих мифов Ахиллесом. Он был сыном богини Фетиды и царя Пелея. Желая сделать Ахиллеса бессмертным, его мать погрузила младенца в священные воды подземной реки Стикс. Однако пятку правой ноги, за которую Фетида держала ребенка, волшебная вода не омыла, поэтому она осталась единственным “слабым” местом героя. Неуязвимости Ахилла также помогали доспехи, выкованные Гефестом. Согласно поэме Гомера “Иллиада” во время троянской войны Ахиллес был одним из самых смелых воинов. Направляясь в Трою, он по недоразумению ранил копьем в бедро сына Геракла Телефа. Рана долго не заживала. По предсказанию оракула Телефа мог исцелить только тот, кто его ранил, поэтому он разыскал Ахиллеса в Аргосе и попросил его вылечить. За это Телеф обещал указать грекам морской путь в Трою. Ахилл исцелили раненого при помощи данной травы. По другой версии мифа герой посыпал рану Телефа ржавчиной своего копья, и она затянулась. Мудрый кентавр Хирон также знал о целебных свойствах этого растения, с его помощью он лечил раны и останавливал кровь. Кроме того, в одной из древнейших рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем этой травы.

Легенда 7 (о винограде) (рис. 7)

Немало прекрасных легенд рассказывали древние греки и о самом происхождении этого растения. Оказывается, уже был бог Дионис, существовало и само растение, но вот росло-то оно на ветвях огромных вязов. И вот однажды щедрый Дионис вздумал подарить своему любимцу юноше Ампелу ветвь этого растения. При этом он предоставил ему возможность самому взять подарок, находившийся, конечно, на длинной и довольно тонкой ветке высоченного дерева.

Пытаясь завладеть даром, несчастный юноша упал с вяза и разбился насмерть. Долго оплакивая его гибель, удрученный бог решил каким-нибудь образом увековечить своего любимца и превратил его гибкое тело в чудесную извивающуюся лиану, тут же снабженную ранее созданными плодами этого растения. А из души Ампела Дионис сотворил новую звезду, поместив ее на небе в созвездии Девы. Астрономы, естественно, придерживаются несколько иного взгляда на происхождение звезд, но каждый из них уверенно подтвердит существование звезды Винодемиатрикс, а при случае и покажет ее на небе или небесной карте.

Кроме души бедного юноши, осталось увековеченным и его имя. Дионис назвал чудесное растение “ампелос”, и от него позаимствовали свои названия науки: ампелология, ампелография.

IV. Путешествие по “Долине Прагматиков”.

Пользуясь информацией из досье и легенд, участникам игры необходимо установить, какую пользу приносят узнанные растения человеку:

  • на отдельных карточках нужно написать названия частей растений или продуктов, полученных из них, применяемых человеком в повседневной жизни;
  • под названием нужного растения прикрепить карточки к ватману скотчем.

Справочные материалы для учителя

Использование берёзы:

а. дёготь – густая тёмная жидкость – врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания;

б. берёзовые веники для бани - листья берёзы обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы;

в. берёзовые почки и листья содержат эфирное масло, смолы, органические кислоты, флавоноиды, дубильные вещества, поэтому настои и отвары берёзовых почек применяются как:

  • мочегонное и дезинфицирующее средство;
  • антисептическое и отхаркивающее средство;
  • противовоспалительное;
  • для втирания при невралгических болезнях, миозитах, артритах, ревматизме, при лечении различных форм экземы, пролежнях, хронических гнойных незаживающих ранах и трофических язвах.

г. берёзовый сок рекомендуется как общеукрепляющее средство, используется в комплексной терапии мочекаменной болезни.

Использование сосны:

а. настои и отвары из почек сосны действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное средства;

б. смолистый воздух сосновых боров прозрачен и чист, дышится в нём легко и свободно, особенно людям с больными лёгкими;

в. широко применяется сосновый деготь, скипидар, канифоль, терпентиновое масло, которое получают из смолы.

Использование ландыша: листья и цветы применяют для изготовления сердечных препаратов быстрого действия (срок его годности не превышает 1 года!)

Использование ольхи: ольховые шишки применяются как вяжущее средство при желудочно-кишечных заболеваниях

Использование тысячелистника:

а. его препараты применяются при внутренних кровотечениях (по своим кровоостанавливающим свойствам он превосходит раствор хлористого кальция, действуя более мягко и продолжительно); желудочно-кишечных расстройствах, для полоскания при стоматитах;

б. садоводы используют отвары из травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовок.

По окончании игры учитель предъявляет классу “восстановленный манускрипт”, комментирует как эксперт наиболее “испорченные временем” участки (то, что сделано группами неверно, если таковое будет) и поздравляет юных исследователей с успешно выполненной работой.